Барковский. Польша. Смерть

May 27, 2014 15:56

Театральный режиссёр - о родовых ценностях, определяющих национальное сознание славян



Одной из ярких встреч недавнего фестиваля «Смоленский ковчег» стал спектакль польского театра, носящего жутковатое название «День смерти Моцарта». Театр создан и работает в Варшаве, однако к его деятельности самым непосредственным образом причастен главный режиссёр нашего областного драматического театра имени А.С. Грибоедова Виталий БАРКОВСКИЙ. Уроженец славного Витебска, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, Виталий Михайлович много работал в Европе. «День смерти Моцарта» - это его спектакль, давший жизнь новому театру.
«День смерти Моцарта» привёз довольно мрачную постановку - «Шинель № 5». По сути это горестный рассказ о путешествии опустошённого, душевно измученного человека в загробный мир, где он встречает выдающихся представителей русской культуры. Тема, я думаю, интересная многим творческим людям, но довольно специфичная для обычной публики. Спектакль был сыгран на малой сцене, и исполнительница единственной роли Нина Черкес-Гжелоньска получила приз фестиваля за лучшую женскую роль.

После спектакля, под большим впечатлением, я разговорился с Виталием Михайловичем об увиденном, о его собственном отношении к поднятой тематике. Не скрою, этот разговор открыл для меня Барковского с новой стороны.

Трагичность взятой в тот день ноты оказалась уместной и актуальной некоторое время спустя, после трагических событий у наших соседей-славян на Украине. Предлагаю вашему вниманию запись беседы. Обратите внимание на тему одиночества в чужой стране, с которым неразрывно связана мелодия культурного «побега». Что ждёт человека, насильственно переселённого в другую культурную среду?



- Этот спектакль - личностный, исповедальный, - говорит БАРКОВСКИЙ. - Он появился после трагической гибели горячо любимого человека Нины Черкес-Гжелоньска - её брата. Содержание постановки - это своеобразная ревизия ценностей, происходящая в драматический для неё период. Видимо, пограничные состояния, пережитые героиней, и дали такую форму: прощание с жизнью. Разочарование происходит от одиночества, от того, что уходит память о Родине. Сама актриса - из города Слоним, что в Беларуси. Она объехала с концертами полмира, благодаря тому что её муж - известный польский пианист, но женщине постоянно приходилось жить в неродной среде. Она даже язык долго не учила, поскольку предполагала, что скоро уедет из Польши. Но так сложилась жизнь, что она осталась, а теперь ещё и погиб брат, связывающий её с родной Беларусью.

- Вы принимали участие в адаптации спектакля к смоленской сцене. Вы с актёрами не боитесь вытаскивать на сцену такие тяжёлые, сумеречные энергии?
- Да, я знаю, что на такую работу на сцене уходит много сил, но Нине, видимо, нужен этот выплеск.

- Как вам, жителю Беларуси, удалось стать создателем театра в Варшаве?
- В своё время у меня было много приглашений в Польшу. В этом театре я поставил много спектаклей, в том числе версию «Вишнёвого сада» и «Москва - Петушки».

- Тему смерти я вижу во всех этих работах. Почему театр выбрал себе такой вектор?
- Это - тема возрождения Жизни. Ведь за смертью всегда приходит нечто новое! Всё равно это торжество какого-то Начала. Почему? Потому что остановить этот процесс невозможно, как бы мы ни сожалели. Жизнь - самое дорогое - в нас постоянно угасает, точно так же, как и угасает жизнь чего-то Целого, чем мы являемся. Но надежда всё равно существует, раз в нашей жизни присутствует культура, разум… Мне кажется, нужно согласиться с тем, что нам надо объединяться ради будущего, а не разъединяться. Вокруг очень много народу, который против того, чтобы объединять усилия в борьбе за хорошую жизнь, за будущее наших детей и внуков. Не знаю, почему так много людей против. Я много бывал за границей, всё там видел. Я смотрю на мою Родину и считаю, что это великая, чистая, красивая, удивительная страна! И я не разделяю Россию и Беларусь - мы едины. Всё в наших руках. Если у нас что-то не так - будем ремонтировать, будем лечить! И сегодня приходит очень много людей молодых, умных, талантливых, тактичных, вызывающих уважение... Мне кажется, искусство должно быть многогранным! Оно должно в том числе предупреждать о катастрофах. Ведь смерть дорогого человека - это катастрофа тупика, отчаяния.

- Мне кажется, неожиданная трагическая гибель - это вопрос отчасти мистический, вызывающий сомнения в Высших силах, в Их благости. Скажите, а вы верите в ангела-хранителя, который человека до поры защищает?
- Очень верю, как никто. Потому что я испытал это на себе. Когда я обратился к Господу Богу с чистой душой, Он мне помог! Он меня уберёг от соблазна, от духовного обнищания.

- Я правильно понимаю, что ощущение поддержки свыше позволяет вам лично, актёрам погружаться в страшные планы сознания, в загробный мир - и благополучно возвращаться обратно?
- Мне кажется, наш интерес и наше обращение к этим безднам необходимы, потому что нам нужно различать созидательный путь для становления личности. А заглядывать туда хочется, потому что велика тайна начала и конца, рождения и смерти, иной жизни. Если говорить об этом детям, если этому знанию о непрерывности жизни учить - по-настоящему, серьёзно, - мне кажется, в мире не будет такого количества преступлений против чужих жизней, безответственности, унижения… Такое знание - один из инструментов, который поможет человеку, а не наоборот.



«Я много бывал за границей, всё там видел. Я смотрю на мою Родину и считаю, что это великая, чистая, красивая, удивительная страна! И я не разделяю Россию и Беларусь - мы едины. Всё в наших руках. Если у нас что-то не так - будем ремонтировать, будем лечить!»

Фото: Сергей Муханов, Дмитрий ПРУДНИКОВ

Опубликовано в "Смоленской газете" 21 мая 2014 г. №17 (1066)

Виталий Барковский, женщины, Россия, Польша, искусство, Смоленск, театр, "Смоленский ковчег"

Previous post Next post
Up