Я тут смягчил свою
позицию по поводу высказываний великого писателя насчёт Дня Победы. В конце концов, он - воевал, я - нет. Он повидал там такое, что не приведи Господь. Кому, как не ему, предъявлять претензии советскому строю за безжалостное и безумное истребление своего народа?!
Всё так.
Равно как и то, что я всё-таки буду продолжать жить своей головой. Безусловных авторитетов больше нет и пока не предвидится. Даже горячо любимые Высоцкий, Достоевский, Леннон - это в первую очередь люди, а не иконы.
Виктор Петрович Астафьев, находясь по ту сторону добра и зла, как всякий настоящий солдат, может писать о великой войне всё, что считает необходимым. (Сознательно ставлю настоящее время, думаю, он и в раю - пишет.) Вероятно, наше дело - с минимумом комментариев принять его листки к сведению.
Теперь о том, чего я принимать и понимать отказываюсь.
Обнаружил подпись «Виктор АСТАФЬЕВ, писатель» под печально известной статьёй «Рагу из Синей птицы», послужившей спусковым крючком для увечения - калечения отечественной рок-группы номер один «Машина времени».
Знающие люди намекали мне, что, в частности, выдающийся смоленский поэт Рыленков, малоизвестный за пределами нашей героической области, долгое время возглавлял писательскую организацию этой самой области и по настоятельным сигналам из Москвы был вынужден подписывать хулительные «коллективные» письма творческой интеллигенции с требованием запретить, наказать, а то и буквально - осудить. Собеседники говорили мне, совершенно справедливо, что времена были едва только пост-людоедские, и отказаться от подобной прискорбной миссии секретарь областной пис-организации не мог. (Ну, поставили бы другого, более сговорчивого…)
Всё это я понимаю.
Но Николай Иванович Рыленков скончался в 1969 году, когда уже отгремели процессы Синявского-Даниэля и Иосифа Бродского.
А Виктор Петрович поднял своё недрожащее перо в апреле 1982 года. Цена отказа от подписи была совсем другой. Зачем писателю-фронтовику, лауреату Государственных премий СССР и России, понадобилось в ту пору мозжить головы молодёжным кумирам - непонятно. Можно подумать, он не представлял последствий подобных публикаций не где-нибудь, а в «Комсомольской правде»…
Мне не нужны философы-палачи. Если же подпись поставлена по глупости, а не из охранительных побуждений, то мне не нужны и философы-дураки. Словом, я раздумал реинкарнировать дремучего писателя в свою болезненную, полную рефлексий жизнь. Без него, право слово, легче! Крепче вера в людей. Возможно, верить в них и не стоит (что за идеализм?!), но писатель Астафьев уж точно не годится в духовные поводыри. Поэтому прощаюсь с ним: не нужен, не важен. Подпись - это не просто закорючка…
Собрался было прощаться с вами, уважаемые читатели, как меня осенило: а что же печально известное «письмо 42-х» в фарватере «раздавите гадину»? Да, так и есть: подписано: «Виктор АСТАФЬЕВ» (см. «Известия» от 5 октября 1993 года).
Правда, есть оговорка. Со слов Юрия Кублановского, согласно программному исследованию ресурса colta.ru, Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса. Вот цитата из «Кольты»: «Гранину-то я знал цену - он был одним из гонителей альманаха «Метрополь». А Астафьев от своей подписи позднее отмежевался. Недавно в Иркутске вышел том его переписки, где он утверждает, что его подпись поставили без спроса». (Материал «Кольты» датирован октябрём 2013 года.)
Может, и так. Хотя что-то сибирский классик долго тянул с опровержением. Но мне как-то не попадался на глаза его отзыв собственной подписи под «Рагу из Синей птицы». Может, вам повезло больше, чем мне?
Важное уточнение
Считаю позицию Андрея Вадимовича Макаревича по Крыму глубоко ошибочной и недалёкой, однако убеждён, что он имеет на неё право, равно как и на элементарное уважение соотечественников. Просто в силу своих выдающихся заслуг. Повторю: «элементарное уважение». Хотя бы не хрюкайте вместе со всеми…