ССЫЛКА на ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=oPnxTCMjCFQ&feature=share&fbclid=IwAR39CntoI-NvDsvFhh7rS7ismLfJdVx6FqsfYBCLOv-kzO0TwRR9NCUcAdo Click to view
Якобы квартирник Майка. «Якобы» - слово от меня, «квартирник» - от анонимного издателя, забросившего эту запись в Интернет. Я не зануда, но квартирник - это всё-таки когда приходят люди, хотя бы несколько, слушают, наблюдают артиста и по-своему реагируют. Концерт перед домашней видеокамерой - это только концерт в почти пустой комнате… Ода пустой комнате. Противостояние артиста - одиночеству. Вызов одиночеству - спеть, записаться, чтобы стать более востребованным…
Но - к увиденному.
Ссылку на эту видеозапись дал мне всё тот же Володин. У него есть претензия: мол, нельзя артиста в таком состоянии (нелучшем) транслировать в Сети на века.
Я не вижу и не сказал бы, что Майк так уж плох. Бывали (есть) записи и похлеще. Скажем, Виктор Цой и группа «Кино», лазающие утром с сильного похмелья по какой-то чужой квартире и поминутно это похмелье поминающие…
Да, я слышал, что у Майка ближе к концу жизни был инсульт, и он уже не играл на гитаре так, как ему хотелось бы. Что ж, это недовольство делает ему честь…
У меня другая претензия к этой примечательной видеозаписи.
Если все эти годы, три десятилетия, у меня сохранялась, тлела какая-то загадка в отношении Майка Науменко, то с просмотром этого фильма она, эта загадка, умерла. Растворилась, как бариста в рекламе с сумасшедше улыбающейся актрисой Ингеборгой Дапкунайте. Я увидел не загадочного и потенциально гениального Майка, настоящую, подлинную легенду сказочно богатого на таланты Ленинградского рок-клуба, а - Михаила Васильевича Науменко, играющего на дешёвой гитаре дворовые песни собственного сочинения. Всё стало ясно. Всё, что я не мог до конца, вполне понять на протяжении этих тридцати лет. Я его просто увидел - какой он есть. Флёр спал. Дрим из овер, как спел незабвенный Джон Леннон. Это - не вина Майка (боже упаси!) и не моя проблема. Это - просто жить дальше. Человек занял своё место в твоей «стенке». Он - там, всегда, а ты встаёшь, завтракаешь и идёшь на работу. И так далее. Ты - живёшь дальше. Ты уже не думаешь заинтересованно о нём. Ты его просто уважаешь. Загадки больше нет.
Осмелюсь предположить, что Майк всегда был интересен своей недосказанностью. Уж для меня - совершенно точно! Была железная уверенность: он недоговорил. Он - ещё богаче, тоньше, умнее... Он заинтриговывал своим творчеством - годы и десятилетия после своего ухода из жизни. В нём была загадка, и её чувствовали (и чувствуют!) люди неординарные, глубокие; они подозревают, что и Майк - глубокий, неординарный, они прозревают в нём нечто. Сейчас этого нечто не стало - лично для меня. Да, мне грустно. Значит ли это, что не надо смотреть видео с выдающимися артистами, на которых вырос? Нет, конечно… Это значит, что надо жить дальше. Ткать свой собственный мир. Не надеясь, что тебе самому или кому-то ещё хватит вуали чужого мира - от Майка или кого-то ещё. Сэй ит эген, как спел всё в той же песне любимый Джон Леннон, то есть «повторю-ка это ещё раз, поскольку это важно»: ткать свой собственный мир. Не надеясь, что за тебя это сделают другие. Не полагаясь на их вклад. Всё. Конец проповеди. Можно послушать Майка ещё и ещё - у него множество прекрасных песен…
Это - ещё один камень в моём памятнике по имени "Майк". Начало положено
здесь.