«Майк. Время рок-н-ролла». Цитаты

Nov 04, 2018 00:01



Фото: Андрей "Вилли" УСОВ.

Документальный роман Алексея РЫБИНА про Михаила «Майка» Науменко вышел в издательстве «Амфора» (Санкт-Петербург) в 2010 году. Идеи, высказанные автором, довольно спорные, но книга написана хорошо, самое главное - с любовью. Вот несколько фрагментов, которые я бы хотел сохранить и показать своим читателям. На самом деле, роман заслуживает того, чтобы его прочесть целиком. Я, к слову, перечитывал несколько раз. Такое со мной бывает редко. Спасибо автору! (У него и другие книжки - замечательные!)

В жизни мне повезло, я дружил и дружу с гениями. Это очень украшает жизнь - дружба или просто общение с гениями. Майк входит в их число.
Я пишу об этом в настоящем времени, потому что гений остаётся и после смерти, он открыт для общения вне зависимости от того, где находится его физическое тело. Его песни живут, его слова заставляют плакать и смеяться сейчас точно так же, как двадцать пять лет назад.

«Мы каждый день встречаем ангелов, просто не всегда узнаём их в лицо», - написал Фридрих Бегбедер.
Будьте внимательнее, и вы ещё раз убедитесь в том, что жизнь прекрасна.



Каждый музыкант, каждый автор ценен в первую очередь созданным им миром - музыкальным, литературным, живописным - каким угодно, хоть бы и из металлолома. Причём это не мир «художественный», не виртуальное, как теперь принято говорить, пространство. Это совершенно реальная жизнь, которая рождается у художника как действующая модель и (в зависимости от жизнеспособности её) со временем либо загибается, либо начинает расти и захватывать всё большую территорию, число жителей нового мира увеличивается, в него иммигрируют граждане соседних вселенных - был человек инженером, а стал хиппи, к примеру. «Битлз» построили свой мир, и он оказался ярче, разнообразнее, богаче и жизнеспособней, чем скучные закоулки пуританской Америки, чопорной Англии, и уж точно гораздо привлекательней, чем пустыня советской России.

«Есть элемент эксгибиционизма в том, чтобы выходить на возвышение перед парой сотен совершенно незнакомых тебе людей и в сопровождении гитары рассказывать им о том, как тебе плохо», - говорил Майк о своих концертах.

Рок-музыка - новое эсперанто. Ценность её в том, что она понятна людям, проживающим в любой точке мира и говорящим на разных языках. Она впитала в себя все мировые культуры, каждый слушатель, где бы он ни родился, слышит в ней знакомые приёмы и попадает в резонанс с песнями Beatles, Stones, и, собственно, Дилана - даже не понимая языка, на котором рассказывает свои длиннющие истории этот величайший рассказчик ХХ века.
Таким рассказчиком, певцом города и стал в России Майк.
БГ тоже повествовал, но охват его песен был куда шире - он пел обо всём. Майк - только о городе. Все его песни - об этом.
Майк - певец клубов, проспектов, гастрономов, коммунальных квартир и дипломатических апартаментов, железных дорог, самолётов, трамваев, пивных ларьков, богемной тусовки, мансард, газовых котельных, лимузинов и опасного секса.

Алкоголь, водка в частности, - это скажет вам любой честный врач - наркотик, и не просто наркотик, а тяжёлый, и по опасности своей, по действию, по степени привыкания и результатам употребления он находится ближе всего к героину. Сейчас водка страшнее героина. Хотя бы по той причине, что она не запрещена. Она находится в свободной продаже. Без ограничения. Без рецепта. Без имиджевого отторжения.



Часто мне кажется, что рок-н-ролл - это единственное, чем стоит заниматься всерьёз. И чем больше мне лет, тем крепче эта мысль, которая перерастает в уверенность.

Важно настроение. Важно состояние. Для этого и пишутся песни, книги, стихи, картины - для создания настроения и обретения состояния. Какого - это другой вопрос.
Мне просто нравится погружаться в это состояние - «состояние Майка» - и делиться им со всеми окружающими. Потому что мне кажется, что это хорошее состояние. А чем больше людей находятся в хорошем состоянии духа, тем лучше жизнь вокруг. Интереснее, красивее и безопаснее, в конце концов.

Алексей Рыбин, музыка, книги, эссе, Майк Науменко, Ленинград, память

Previous post Next post
Up