12 поразительных фактов, касающихся Константина Константиновича Вагинова

Apr 16, 2018 21:06



Вагинов был призван в Красную армию с университетской скамьи и воевал на фронтах гражданской войны. В частности, «за Уралом», как глухо указывают исследователи. Также он - участник польского похода армии Тухаческого.
Самое поразительное, что военный опыт никак, никоим образом не отразился в его сочинениях! Вагинов писал изысканные стихи и чудесные, полные реминисценций и теней романы. Его строчки как ничто в этом мире далеки от атмосферы казармы, солдатчины и фронтовых лишений. Внятного объяснения этому потрясающему факту я ещё не встречал.

Могила Вагинова не сохранилась - при том, что он был довольно известным для своего времени литератором. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище в Блоковской аллее, что символично. Однако в 1944 году останки Блока были перезахоронены на «Литераторских мостках» на Волковском кладбище, а могила Вагинова потеряна. Судя по всему, в блокаду.

Вернувшемуся из армии молодому человеку восстановиться в университете не дали - помешало непролетарское происхождение...

Про Вагинова говорили, что в 20-е годы в Петрограде (Ленинграде) он был абсолютным рекордсменом по числу литературных объединений, в которых состоял. Вот некоторые: «Аббатство гаеров», «Кольцо поэтов им. К.М. Фофанова», «Островитяне», «Цех поэтов», «Звучащая раковина», «ОБЭРИУ».

Будучи совсем молодым человеком, он, тем не менее, хорошо знал цену времени и многого добился. Так, он выучил старофранцузский и итальянский языки, стоя в очередях за хлебом.

В его первом романе, «Козлиная песнь», иронически выведены многие литераторы Ленинграда двадцатых годов, включая Гумилёва. Это не могло не привести к многочисленным обидам на молодого писателя. Тем не менее, шаржирование тогдашней богемы продолжилось и во втором романе - «Труды и дни Свистонова».

Вагинов с увлечением занимался на курсах молодых поэтов, которыми после трагической смерти Гумилёва руководил Корней Чуковский. Собственно, на этих курсах он и познакомился со своей будущей женой, Александрой Ивановной Фёдоровой (она переживёт поэта почти на 60 лет).
Занятиям на этих курсах посвящена дивная книга Ирины Одоевцевой «На берегах Невы». К нашему удивлению, там нет ни единого упоминания о Вагинове! Возможно, между ними когда-то пробежала чёрная кошка, и Одоевцева вычеркнула щуплого поэта из своей жизни.
Тут можно отметить вот что. Про Одоевцеву говорили, что она - любимая (или лучшая, как угодно) ученица Гумилёва. С Вагиновым куда хлеще: Константин - любимый ученик самого Кузмина!.. (Про Михаила Кузмина у Одоевцевой в книге очень много.)

В последнее время в литературе замелькала «новая» дата рождения поэта - 21 сентября (3 октября) 1899 года (загляните хоть в вездесущую «Википедию»). Не представляю, откуда она взялась; сколько себя помню, в литературе о Вагинове всегда царил апрель: родился 4-го числа по старому стилю, 16-го - по новому.

Обладатель несомненного стиля и в поэзии, и в прозе, Вагинов родился в один год с другими признанными стилистами - Владимиром Набоковым и Юрием Олешей.

Перед смертью Вагинов работал над своим последним романом. Как ни поразительно, но он был посвящён событиям 1905 года!.. После смерти писателя рукопись была изъята «органами» и в настоящее время считается утраченной. Некоторые исследователи пишут, что был арестован весь архив...

После смерти сына его родители подверглись репрессиям. Отец, Константин Адольфович, был царским полковником (по другим данным - ротмистром жандармской службы), мать, Любовь Алексеевна Баландина, из состоятельной семьи, владела несколькими доходными домами в Петербурге... С течением времени даже элементарная биография литератора - дата рождения, происхождение - начинает двоиться, дрожать, растворяться в туманном петербургском воздухе...
«Википедия» даёт самую свирепую картину случившегося: «В 1927 году был арестован его отец (к тому времени работавший бухгалтером) и Особым совещанием Коллегии ОГПУ 2 сентября 1927 года осуждён по ст. 58-11 УК РСФСР на 3 года ссылки в Сибирь, где устроился счетоводом. Повторно арестован 16 августа 1937 года в Оренбургской области и приговорён «тройкой» к расстрелу. Мать писателя также была выслана в Оренбург, вызвана в НКВД и не вернулась; его брат Алексей с женой погибли в блокаду».
«Народная энциклопедия» указывает точную дату расстрела Константина Адольфовича - 1 сентября 1937 года. Кончина матери указана смутно - «после 1935 года». Про брата Алексея я слышу, честно говоря, впервые (старший? младший? чем занимался?). Зато мне попадалось свидетельство кого-то из друзей, пришедших проведать умирающего поэта в «том самом» доме на Екатерининском канале. Там скупо сообщалось, что Вагинов уже не узнавал гостей, а у смертного одра его сидели съёжившиеся от горя, перепуганные родители...

Некоторые литературоведы и составители энциклопедических справочников обожают давать в персоналиях в скобочках якобы «настоящую» фамилию Константина Константиновича - Вагенгейм. Дескать, уж мы-то знаем... Я тоже кое-что знаю. Семья обрусевших немцев сменила фамилию с Вагенгейм на Вагинов в 1915 году, на волне патриотических настроений в тогдашней России. Именно под фамилией Вагинов наш герой ушёл на фронт, в дальнейшем - жил, писал и публиковался. Жена взяла фамилию мужа после свадьбы - Вагинова. Зачем понапрасну поминать метрики?

В жизни Константин Константинович Вагинов был страстным коллекционером, что постепенно трансформировалось в четвёрку его романов. Чем дальше, тем больше они - о коллекционировании. Которое в какие-то моменты начинает подменять жизнь.

Михаил Кузмин, самое главное, Ленинград, литература, Николай Гумилёв, Константин Вагинов, Ирина Одоевцева, ОБЭРИУты, эссе

Previous post Next post
Up