Памяти Джо Дассена

Jan 21, 2018 08:00

В этом году исполняется 80 лет со дня рождения прекрасного артиста (в ноябре). Вот моя публикация из «Смоленской газеты», посвящённая 30-летию его ухода.



Опубликовано на сайте smolgazeta.ru 19 августа 2010 года (продублировано на beatles.ru 24.09.2010).

30 лет назад, 20 августа 1980 года, от сердечного приступа скончался выдающийся французский эстрадный певец Джо Дассен.

Эти 30 лет не убавили любви в сердцах тех, кому были дороги его песни. Не было обнародовано и грязной, порочащей артиста информации (Высоцкому и Леннону, ушедшим в этот же год, повезло значительно меньше). Дассен пребывает с нами как сценический образ и как символ семидесятых в неизменном качестве.

За эти годы стало окончательно ясно, что он - неповторим и уникален. Никакие новые времена не дали эстрадного артиста, способного сравниться с ним обаянием, вкусом, лиричностью. Более того, сама французская эстрада - одна из лучших в мире - просела, измельчала и утратила ведущие позиции. Советская публика, выбравшая Дассена сердцем, не ошиблась.

Француз американского происхождения, он оказался в обойме советского телевидения не за личную политкорректность и безобидность репертуара, а потому что выдающийся лирический талант преодолел все барьеры и предрассудки. Благодаря своей феноменальной человечности и благородству Дассен растопил лёд недоверия и влюбил в себя бдительных цензоров и недоверчивых чиновников. Очень приятно помнить, что он был большим другом нашей страны и охотно приезжал в Советский Союз на гастроли.



Его элегантность, аристократические манеры и блистательное сценическое поведение придавали любому появлению характер праздничности. Он был очень артистичным человеком и очень человечным артистом. Он приподнимал аудиторию, а не унижал её. Дассен был очень сексуален, но невозможно представить его в вульгарных шоу, с обнажённым торсом, в перьях и латексе, страстно шепчущего в микрофон «жё тэм» на фоне полуголых девиц.

Несмотря на непростую личную жизнь, Дассен никогда не спекулировал на этой теме, не выпускал нескромных книжек, не давал «откровенных» интервью, не участвовал в скандальных шоу. Его сценический образ отличает благородство и чистота Его белый костюм - это символ, знак, а не униформа. Печаль его была светла. Его обаятельная улыбка была слишком застенчивой для человека с американскими корнями и слишком интеллигентной для самоуверенных самцов, запрудивших эфир по обе стороны океана. Суть его творчества заключена в прекрасных песнях, а не самолюбовании.

Он был не только «любимец женщин и детей», отнюдь не «кумир стареющих дамочек». Сводить его карьеру к потаканию чужим страстям - оскорбить как артиста, так и его благодарных слушателей. Как человек большого таланта, он был на виду у всех и был известен школьнику и академику, рабочему и космонавту, военнослужащему и спортсмену, крестьянину и инженеру. (Не думаю, что нынешние Стас Михайлов или Патрисия Каас способны сравниться с ним тогдашним по уровню известности.) Кстати, искренняя детская любовь - это первый признак талантливости творчества. И доброты.



Да, он выглядел принцем прекрасной страны, начинающейся далеко от кухонной плиты и общественного транспорта, но это не его вина, что любая взрослая женщина остаётся в глубине души маленькой девочкой, которой нужно немного сказки. Точно так же не его вина перед мужской частью населения, что мужчины не могут поселить своих женщин, даже самых любимых, в сказку надолго.

Прогноз для памяти Джо Дассена самый благоприятный. Если его не забыли в эти 30 лет, во времена разнузданности и утраты ориентиров, то не забудут уже никогда. В Интернете действуют многочисленные сайты поклонников певца, он оставил огромный аудиоархив, сохранилась масса видеозаписей. За его популярность переживать не приходится - он был и остаётся настоящей звездой на небосклоне мировой культуры.

Один из любимейших моих видеороликов:

СССР, Франция, видео, юбилей, музыка, тронуло, Джо Дассен, эссе, память

Previous post Next post
Up