Светлана Орлова, интро
Опубликовано в «Смоленской газете» 23 июля 2011 года.
Советское телевидение (так в титрах), 1976 год. Режиссёр Евгений Гинзбург. В главных ролях: Людмила Гурченко, Валентин Никулин, Спартак Мишулин, Евгений Моргунов, Наталья Крачковская, Николай Караченцов, Геннадий Хазанов и многие другие.
Николай Караченцов
Есть фильмы-легенды. Их мало кто видел, но о них говорят. Одним из таких быстро стала, например, «Интервенция», но она в дальнейшем попала в киноэнциклопедии, о ней написаны воспоминания и диссертации, а ведь есть фильмы, о которых существует лишь невнятное предание, уходящее ветвями во тьму неведения - и только.
Так приключилось с музыкальным телевизионным фильмом «Волшебный фонарь», на долю которого пришлось всего… два эфира - на Пасху 1976 года (без указания в программе) и на Новый год зимы 1976-77. Да-да, именно на Пасху, поскольку тогда существовал негласный обычай показывать в праздничную службу всё самое лучшее и интересное, чтобы отвадить советских людей от похода в церковь.
Видимо, «Волшебный фонарь» и в самом деле был лучшим: даже сейчас, 35 лет спустя, режиссёру Евгению Гинзбургу во всех интервью обязательно задают вопросы по судьбе «Фонаря». Второй приметой качества стала престижная награда - главный приз международного фестиваля «Золотая роза Монтрё» в Швейцарии. Никогда прежде роз на Западе мы не получали, и это признание является доказательством высокого класса развлекательной передачи.
Впрочем, такой успех не спас фильм от забвения. Говорят, «Волшебный фонарь» категорически не понравился тогдашнему всесильному руководителю Гостелерадио СССР Сергею Лапину, и его навсегда положили на полку. Точнее, не для всех - во время одного из телеинтервью советские космонавты рассказали, что у них с собой на орбите записи двух фильмов - «Белое солнце пустыни» и «Волшебный фонарь»!..
Валентин Манохин
Итак, из-за чего сыр-бор. За какие-то 40 минут экранного времени создатели фильма умудряются рассказать всю историю мирового кинематографа, начиная с фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Поскольку далеко не все фильмы были разрешены и известны в СССР, любопытно узнать, кто попал в наш «топ-лист». К чести создателей, они великодушно оставили за скобками отечественный кинематограф, зато разместили массу цитат и намёков, которые далеко не всегда будут прозрачны для современной аудитории. Скажем, есть эпизод с девушкой, врывающейся в кадр на роликовых коньках - это отсылка к американской картине «Смешная девчонка» с Барбарой Стрейзанд, однако кто сейчас у нас хорошо помнит эту девчонку?!
Тамара Квасова
Фильм музыкальный, в нём много танцуют и поют. Начинают с прибытия поезда под роскошно переработанную тему «Поезд на Чаттанугу-Чучу» из «Серенады солнечной долины», перекидываются на фильмы Чаплина, пародируют вестерны, затем перепрыгивают на «Фанфан-тюльпан» и фильмы о Фантомасе. Также в фильме охотно цитируется франко-итальянский фильм «Закон есть закон» с Тото и Фернанделем, есть и другие отсылки к кино Италии - образ Софи Лорен представляет дебютантка… Любовь Полищук.
Наталья Крачковская и Евгений Моргунов
Но самое главное в этой феерии - это музыка! Восхитительные, упоительные, изобретательные аранжировки ярчайших хитов, вплоть до тем из «Иисус Христос - суперзвезда» и «Крёстного отца». Никогда больше я не слышал такого счастливого, ликующего музицирования! Настоящее чудо подарили зрителям Георгий Гаранян и Борис Фрумкин. Если говорить об отечественных опытах по созданию «саундтрека», то есть оригинальной звуковой дорожки, являющейся полноценным участником экранного действа, то в первую очередь нужно назвать «Волшебный фонарь». В фильме не только гениальные аранжировки - музыка гениально записана! И для того времени, и поныне. Звукооператор Владимир Виноградов, низкий ему поклон!..За кадром прекрасно поёт молодая и сравнительно неизвестная на тот момент Алла Пугачёва…
Спартак Мишулин
Вообще, в «Волшебном фонаре» прекрасную форму демонстрирует некий поэт-песенник: блистательное, виртуозное владение русской речью. Поскольку в финальных титрах автор стихов не указан (именно так!), можно предположить, что живые, афористичные, легко ложащиеся на музыку стишата написал Леонид Дербенёв («фигура уж есть, а вот разума - нет!»), однако ни в одном перечислении работ прославленного песенника нам не удалось встретить упоминание «Волшебного фонаря». Автором сценария, как и у всех «Бенефисов», указан Борис Пургалин, возможно, он тоже приложил руку к написанию стихов, но нигде больше в семидесятых у Гинзбурга нет таких высококлассных и остроумных текстов!..
Светлана Орлова
Заканчивается фильм двумя монументальными гимнами любви - «Пусть будет так» (буквальное цитирование заимствованной песни «Битлз») и «История любви» Франсиса Лея. Невозможно установить, кто написал тексты, но они не хуже, а даже лучше оригиналов. Исполняет их Валентин Никулин, и эти неслабые видеоклипы сейчас нет-нет да и покажут в каком-нибудь «Обыкновенном концерте с Эдуардом Эфировым»… На мой взгляд, эти видеоролики - вершина творчества Евгения Гинзбурга, снявшего все без исключения телевизионные «Бенефисы», все «Новогодние аттракционы в московском цирке», «Секрет её молодости» с Людмилой Гурченко, «Свадьбу соек» с грузинской группой «Иверия», «Весёлую хронику опасного путешествия» с ней же, «Волшебную белую ночь» с Аль Бано и Роминой Пауэр, «Руанскую деву по прозвищу Пышка» и многое другое.
Геннадий Хазанов
Сейчас «Волшебный фонарь» можно найти в Интернете, вышел он и на DVD - как бонус к «Бенефису Татьяны Дорониной». Фильм настолько надёжно «закрыли» при Лапине, что у Гинзбурга даже не сохранилось собственной копии. На публикуемой версии есть краткие купюры - видимо, начал разрушаться магнитный носитель. Самое обидное, что часть «выпавшего» содержания приходится на вводные титры, и их уже не восстановить. Так живут настоящие легенды - спустя некоторое время и без указания авторов они возвращаются к людям.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Скончался классик отечественного телевидения Евгений Гинзбург
Опубликовано в «Смоленской газете» 15 января 2012 года.
Сегодня в одной из московских больниц на 67-м году жизни умер один из лучших режиссёров развлекательных телепрограмм, автор незабываемых «Бенефисов», «Волшебного фонаря», «Новогоднего аттракциона в московском цирке». В качестве кинорежиссёра он создал «Секрет её молодости» с Людмилой Гурченко, «Руанскую деву по прозвищу Пышка», «Остров погибших кораблей»… Настоящим музыкальным праздником на советском телевидении в середине восьмидесятых стали музыкальные фильмы Гинзбурга с грузинским ВИА «Иверия» на музыку Александра Басилая - «Свадьба соек» и «Весёлая хроника опасного путешествия». Созданные им передачи и фильмы были настоящей отдушиной для огромной страны на протяжении десятилетий!..
Евгений Гинзбург родился в Челябинске, учился на режиссерском факультете Ташкентского института театрального искусства имени А.Н. Островского (1963-1964), окончил режиссерский факультет Грузинского государственного института театрального искусства имени Шота Руставели в Тбилиси (1966).
В 1961 - 1963 годах - ассистент оператора на Ташкентской студии телевидения. В 1967 - 1968-м - режиссёр редакции эстрадно-концертных программ, с 1968 г. - режиссер Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения.
Любимая актриса Евгения Гинзбурга
В девяностые, когда на телевидение пришли совсем другие люди, новые работы Евгения Гинзбурга с трудом находили эфир. Например, «Карнавальная ночь-2» показывалась по ЦТ всего однажды. Мало кто знает, что свой последний фильм Евгений Александрович снял сравнительно недавно, в 2009 году - «Голоса рыб».
Этого яркого человека нечасто звали в многочисленные ток-шоу, теле- и радиостанции достаточно неохотно приглашали его на интервью, хотя настоящие поклонники никогда не забывали это скромное имя… Ушёл великий мастер прекрасной эпохи, которую он сам во многом и создал. Вечная память!..
...Сеанс кончается - и гасится экран.
И словно чья-то жизнь уходит из моей,
Любовь и жизнь!(последние строки из фильма «Волшебный фонарь»)
Валентин Никулин
Фото: kino-teatr.ru