Один из любимейших моих фильмов. Не могу пройти мимо юбилея.
Нашёл в своём архиве записки, которые делал в 2010 году. Взял всё, причёсывать не стал. Вот, почитайте:
В СССР этот фильм появился не сразу, году в 90-м - до нынешних рыночных условий было ещё далеко, и западные фильмы шли к нам по-прежнему довольно долго. «Железный занавес» начал существенно истончаться, но ещё существовал.
На наших зрителей фильм произвёл очень сильное впечатление. Думаю, не ошибусь, если предположу, что здесь он отозвался мощнее, чем на Западе (говорят, в США картина едва ли не првалилась в прокате). Таких фильмов мы на тот момент ещё не видели.
С тех пор наш мир коренным образом изменился, однако содержание "Сердца Ангела" оказалось куда глубже, нежели может показаться современным потребителям «ужастиков». Думаю, режиссёр Паркер сказал в этом фильме гораздо больше, чем собирался или даже на тот момент знал. Среди других его фильмов есть очень хорошие и даже по-своему знаковые (достаточно вспомнить «Стену» или «Эвиту»), но вот такого поразительного откровения не нахожу нигде больше. В «Стене» политика перевесила посыл. А с «Ангелом» наоборот: увлекательный «ужастик» оказался глубочайшей притчей. Оценить её подростку сложно - нужен некий жизненный опыт.
Мы сами творим свою жизнь и - самое главное - своими руками и через свои души приводим зло в мир.
И мы почему-то убеждены, что Нечистый не стоит за нашим плечом и мы не имеем к нему никакого отношения, а он - к нашим делам и мыслям. (Но кто поручится, что это именно так?!) Вот мы и сейчас, подобно герою фильма, предоставлены сами себе. Мы - частные детективы, рыщущие пропитания и часто не знающие толком, что нас ждёт за следующей дверью и кто заказывает музыку.
В этом фильме была атмосфера. Нельзя сказать, что атмосфера не возникала в лучших советских фильмах, но у наших она была принципиально другой, воздействовала на другие чакры. Кроме того, в «Сердце Ангела» была воссоздана Америка 50-х, которую мы прежде знали только по памфлетам и политическим карикатурам. Мир этого фильма был экзотичным и пьянящим - от уличного оркестра в Гарлеме до ритуальной пляски вуду, от зимнего пляжа в Бронксе до салона гадалки в Новом Орлеане. Снято было очень свежо. Внимание к деталям.
В «Сердце Ангела» явилось персонифицированное Зло, и оно активно действовало. Оно преследовало главного героя и настигало его. В советских фильмах абсолютным злом являлись только люди - гитлеровцы или буржуазные недобитки. Здесь же весь фильм происходил в буржуазной Америке, но героя было искренне жалко. Никогда прежде Дьявол не появлялся на наших киноэкранах (хотя гостил в книгах - например, у Булгакова и Леонида Андреева). И Зло было действительно таковым, а не опереточными злодеями, в «Мастере и Маргарите» оказывающимися несчастным добряками; это было настоящее, жуткое, погибельное Зло, которое дожидается каждого из нас как Смерть и грехи, вольные или невольные.
Я впервые смотрел этот фильм весной 1991 года - тревожной, рваной, дымящейся. И впечатления от просмотра очень точно описал мой друг Семён Обломкин: «Когда кончился фильм, я боялся выходить из зала».
Да, гремучая смесь: чертовщина и детективный сюжет. Развязка потрясала, хотя и вызывала в памяти «Дона Гуана» Пушкина. Блестящие актёрские работы!.. Выразительное звуковое сопровождение. (Хотите, назову хорошо известный советский фильм, тоже очень популярный, где были все эти компоненты? Тоже, кстати, культовый, и его сейчас редко вспоминают. Это «Чисто английское убийство» Самсона Самсонова. Почувствуйте разницу! Хотя фильм Самсонова - выдающийся для своего времени.)
В «Сердце Ангела» витал дух предприимчивости и свободы. Всё это было тогда в диковинку и не шло ни в какое сравнение с разрешёнными ранее Шерлоком Холмсом или Мегрэ.
Фильм оказался чувственным и эротичным. Невозможно забыть интимную сцену, когда кровь бежит с потолка. Опять же, красота и Смерть - то ещё сочетание...
В фильме было много красивых женщин - от журналистки до колдуньи, от медсестры в частной больнице до Пифани.
Думаю, «Сердце Ангела» - лучший фильм Паркера. И эталонный по форме. Некоторые находки вошли в социокультурную среду - тот же вентилятор или как де Ниро жрёт своё яйцо; некоторые сцены так и стоят перед глазами: заплаканный главный герой в коде.
Как ни удивительно, но настолько американский фильм снял - европеец!..
Свежесть, краски!.. Музыкальный ряд: духовые оркестры в Гарлеме и Новом Орлеане; кабак, где играет Тут Суит. Будоражащие шумы. Старая пластинка (это и есть песня Джонни Фейворита)...
Есть ещё один момент в фильме, который не укрывается при внимательном просмотре: каждый раз перед их роковыми шагами Господь окликает Своих заблудших детей, пытается если не спасти, то хотя бы остановить главного героя…
Рурк очень хорошо подходил для этой роли; Микки Рурк, актёр номер один, который очень быстро перестал быть таковым...
И когда он раскладывал на постели своего информатора - грудастую журналистку «Лайф» - никакого зрительского протеста и недоверия это не вызывало: в такого героя вполне могли влюбляться женщины!..
В нём была некоторая внутренняя хрупкость, которая заставляла сопереживать ему, хоть он вёл себя далеко не по-джентльменски и уж тем более не так, как было принято в советском правоверии.
Герой Рурка ездил, встречался, ввязывался, соблазнял, дрался. Он был материалистом, что очень сильно приближало его к нам тогдашним. И он не казался настолько уж дурным человеком, скорее, жертвой обстоятельств; а вот как относиться к нему узнав всю правду - это уже личное дело каждого зрителя…
Все фото здесь - kinopoisk.ru Спасибо огромное!..