Оригинал взят у
alex_mukhanov в
Светит всем знакомая звезда - к 75-летию Муслима Магомаева Муслим Магомаев, как ракета, ворвался в сонную, размеренную жизнь 60-70-х и взорвал её пафосом, любовью, смыслом. Вроде бы непритязательные, весёлые песни Арно Бабаджаняна, и Расул Гамзатов как автор - не Вильям наш Шекспир, но Магомаеву удалось извлечь из этого материала такую энергию жизни, такую нежность, такое уважение к слушателям и зрителям, до которых далеко всем последовавшим за ним исполнителям.
Ну вот, для детей - мультик "Бременские Музыканты", где Муслима Магометовича попросили спасти положение, и серенада Трубадура - украшение фильма, а всего-то две минуты, особо не распоёшься. Мастер сделал так, что через 45 лет сердце замирает.
И вот 1972 год, осень, именной концерт на телевидении, все смотрят, море восторженных женщин, несущих Магомаева потом на руках вместе с автомобилем. Он поёт, иногда сам себе аккомпанирует на рояле, а цветы на рояле лежат уже горой, надо же их куда-то складывать, и сваливаются уже. Магомаев поёт.
Мой отец обладал слухом на таланты, и в семье был культ Магомаева. Папа записал тот концерт с телевидения на скромный наш магнитофон "Аидас", маленькая такая лента на бобине, но я её слышу внутри себя до сих пор. Потом я, зачарованный, переслушал её тыщу раз, молча удивляясь, как это так много плёнки перематывается с маленькой кассеты на другую маленькую, и каждый раз досадуя, что плёнка обрывается в самом интересном месте, когда певец выходит на «Вдоль, по Питерской». Моя любовь к Питеру началась с Магомаева.
Потом я радовал всю папину работу исполнением «Свадьбы», подбадривавшей коллектив в обеденный перерыв, для этого очень помогало влезть на подоконник и растопырить руки, сурово сведя брови. И чего они ржут, спрашивается? Вот у Муслима Магомаева никто не ржал, знай только цветы бери.
Второй мой номер тоже имел успех, тогда мне непонятный. Папина работа была в военном ведомстве, и там у них в ходу были слова «изделие» и «комплекс», служебные такие термины. И, значит, я со своего подоконника пою им трагическим магомаевским голосом «Надежда, мой комплекс земной, а удача - награда за смелость», и снова повальный смех. Я немножко догадываюсь, что чего-то напутал, и судорожно вспоминаю, как там дальше, но мне уже суют конфеты и провожают со сцены.
Долгое время я не понимал смысла строки «уже троллейбусы уходят спать» в одной из лучших лирических песен про любовь в исполнении Муслима Магометовича. Мне вслед за этим мерещилось что-то вроде «спят усталые троллейбусы», однако понятно было, что формат Колонного зала Дома Союзов и передачи «Спокойной ночи, малыши» не вполне совместим. Наверное, они не совсем там спят, а пока заснут, им яблоко сунут, и утром на работу.
Нашу семейную любовь к певцу удалось передать многим людям, особенно когда мы всей семьёй нагрянули на нашу местную базу отдыха зимой всё того же 1972 года, я с гордостью родителям - табель с пятёрками, они местной публике - "Аидас" с Магомаевым, и мне было разрешено остаться на танцы и вертеться вокруг взрослых весь вечер. На медленных танцах в свои 7 лет я имел огромный успех среди женщин среднего возраста, и спустя годы я глубоко благодарен за это Народному артисту СССР.
Теперь печальное.
Муслим Магомаев почувствовал, что время героических свершений, риска, высокого пафоса, в котором он был как рыба в воде - уходит, и он перестал быть нужен.
Он ушёл с эстрады, попытался заняться другими делами, но ведь природу же не обманешь. Он не смог и умер от отвращения к той действительности, что со всех сторон подступала к нему.
Светлая память, Муслим Магометович.