Sep 06, 2012 14:56
Таким выдался вторник. Местом, где исходил духовный свет, стал кинозал «Россия Премьер». Днём там показали сразу три документальных фильма. Каждый их них был посвящён личности: доктору Рошалю, театральному педагогу Наталье Сухостав, Петру Мамонову.
Картина Акима Салбиева «Леонид Рошаль. Без лишних слов» поначалу казалась банальной. В ней предлагалось увидеть «один день» из жизни выдающегося врача и организатора медицины. Авторы не нашли ничего остроумнее сопоставить профессии врача и дирижёра, о докторе говорил «наше всё» - Валерий Гергиев, пошли кадры из реанимации… Однако праведность Леонида Михайловича, его необыкновенный духовный свет настолько сильны, что завораживают зрителя независимо от того, что удалось или не удалось кинематографистам. В его негромких словах таится такая внутренняя мощь, сострадание и любовь к людям, что не реагировать, не впечатлиться этим просто невозможно. Рядом со мной сидела немолодая женщина, и когда Рошаль говорил о детях, о нашем долге перед ними, она заплакала. Никакой сюжет не нужен - пусть этот подвижник говорит о том, что его волнует, взывает к нашей совести и милосердию.
Фильм Галины Яцкиной «Натали» представила сама режиссёр. Она рассказала, с какими сложностями столкнулась при создании картины о своём учителе, но её фильм впечатляет и без всяких вступлений (хотя познакомиться с режиссёром было тоже очень приятно). Единственное слабое звено - это название картины (как говорит наш главный редактор, вялая подача). Для 99,9% культурных людей имя «Натали» ассоциируется с женой Пушкина, а не с руководителем театрального кружка в Саратовском дворце пионеров Натальей Иосифовной Сухостав. Её суровый портрет, помещённый в фестивальном каталоге, просто пугает. И только фильм расставляет всё по местам.
Наталья Иосифовна, человек непростой судьбы, воспитала огромное количество талантливых людей. Среди них множество актёров, но не только - есть врачи и люди других замечательных профессий. Наталья Иосифовна - абсолютный рекордсмен, нигде в мире нет ничего подобного: она вырастила более ста народных и заслуженных артистов, в том числе Олега Табакова, Владимира Конкина, Владимира Богина (Базаров в экранизации восьмидесятых).
Галина Яцкина, хорошая актриса, снимавшаяся в картинах «Женщины», «Слово для защиты», сама - воспитанница Сухостав. Она сумела сделать настолько пронзительный фильм о времени и о судьбе, что люди в зале плакали. «Натали» буквально источает любовь и благодарность - от них задыхаешься, и ёкает сердце, как от ландышей в мае. Фильм, как стихотворение, пересказать сложно. Найдите возможность посмотреть эту потрясающую картину об искусстве и одиночестве.
После «Натали» пустили ленту с многообещающим названием «Мамон+Лобан», посвящённую актёру и музыканту Петру Мамонову. Собственно, все 45 минут - это его непрекращающийся монолог, смонтированный из записей, сделанных в столице и в подмосковной глуши, где сейчас обитает знаменитый неформал и богоискатель.
После щемящей, исполненной тончайшего внутреннего звона «Натали» его возбуждённые откровения смотрелись как юродство, да возможно, таковыми и являются. Глядя на гримасы актёра, зрители вставали и уходили. Тем не менее, фильм хорош. Пётр Николаевич (актёр охотно говорит о себе в третьем лице) действительно уникален.
Не знаю, как Лобану удалось вызвать Мамонова на столь пространную откровенность (сварливость и несговорчивость Петра Николаевича очевидны всем, кто хоть раз смотрел любое его интервью, пусть даже журналу «Мурзилка»). Так и не понял, были бы цельнее и ценнее монологи, не будь они разрезаны на части и перемонтированы - причудливо, если не фантастически.
Мамонов последовательно выстраивает свою богоцентричную вселенную. Он достигает толстовских высот, рассуждая о соотношении «я» и «мир». Он рассказывает о Москве, какой её помнит. Все его разглагольствования о собственном величии - это детское хвастовство. (Если людям свойственно любить детей, почему бы не любить взрослого, который как ребёнок?) Зато сквозь его рассуждения совершенно неожиданно, как сквозь прореху в мартовских тучах, проглядывает небо. Видно нечто такое, чего не получишь ни при каком другом собеседнике.
Смоленские коллеги-журналисты традиционно с большим пиететом относятся к пресс-конференциям БГ, ходят туда большими компаниями, как на проповедь. На новом фильме про богоискателя Петра Мамонова я из знакомых увидел только Семёна Пегова…
Следующим фестивальным показом в «России-Премьер» стало «сНЕЖНОЕ шоу» с другим святым чудаком, Вячеславом Полуниным, но это уже совсем другая история.
ГОВОРИТ МАМОНОВ
- Через себя я пропустил все мучения алкоголя, все мучения наркотиков, и потом резко всё отсёк, чтобы люди увидели, как можно в яму провалившись, восстать из любого пепла! Вот вам я, пожалуйста! Пётр Николаевич всё сделал, был на самом дне и восстал и получил двойную порцию солнца!
- Прежде чем свободу обрести, надо научиться ею пользоваться. А не научит никто, только - сам, только опытом, уязвимостью, открытостью, любовью, добром.
- «С преподобным - преподобным будешь, с развращённым - развратишься», - вот что написано. Поэтому выбирайте круг общения, добрые люди мои!
Леонид Рошаль,
Галина Яцкина,
"Золотой Феникс",
Пётр Мамонов,
кинофестиваль