Про музыку Джона Леннона

Jan 07, 2016 15:25



Стояла холодная зима 1985-86 годов, у меня появился новёхонький магнитофон «Эльфа», и мой добрый приятель Лёша Давыдов дал мне послушать некий сборник сольного Джона Леннона. Как быстро выяснилось, это был альбом Shaved Fish, выпущенный в 1975 году и собранный самим мастером, а не кем-то из смоленских поклонников. (Информации тогда был минимум, но у меня оказалась фотокопия обложки; конверт, кстати, мне нравился не очень.) Так я получил представление о том, что считал хитами сам Леннон и слушатели во всём мире.

Более того, я получил долгожданную ретроспективу творчества музыканта, поскольку до той поры имел детальное представление всего о трёх его альбомах - Rock-N-Roll, Double Fantasy и Imagine. (Замечу, что считаю ленноновский сборник рок-н-роллов одной из лучших пластинок во всей рок-музыке. К этой теме я ещё вернусь.) Я их перечислил в порядке знакомства, но Imagine мне нравился меньше остальных - чувствовалось, что артисту не хватало материала.

Надо сказать, что сборник «Бритая рыба» достаточно разношёрстный и произвёл на 15-летнего подростка неоднозначное впечатление. Были разочарования, о которых чуть ниже, но если попытаться охарактеризовать генеральное ощущение, то возникало такое чувство, будто меня подключали к электророзетке. От некоторых песен волосы вставали дыбом и начиналось головокружение - прежде всего, я имею в виду Instant Karma! и Woman Is The Nigger Of The World. Больше всего я был разочарован легендарной Give Peace A Chance - я много раз читал об этой песне, её выносили во главу творческого угла Джона Леннона, а она оказалась совершенно примитивной. И если рефрен ещё можно было оценить на четвёрочку (я очень любил мелодичную музыку), то запева попросту не было.

Катушка с записью оставалась у меня несколько дней, и я погрузился в мир музыки Джона Леннона. Слова я понимал очень слабо, но это было не очень важно - я знал, про что песня, и слушал прежде всего музыку и подачу.

Give Peace A Chance я проматывал, и пластинка для меня начиналась со странной по аккомпанементу Cold Turkey (топчущийся такой бас). Про что эта песня я не догадывался, но агония солиста в финале впечатляла. Впрочем, я уже слышал Kiss Kiss Kiss Йоко Оно, и смутить меня было сложно. Но мне решительно не нравилась Mother, в коде которой Леннон отчаянно срывает голос - слушать это было неприятно.

Противоположным полюсом Instant Karma! я бы назвал #9 Dream, другую высшую точку альбома. Эта песня завораживала, баюкала, она реально была цветной, она была невероятно красивой и светлой. Я и сейчас помню, как слушал её в сильные морозы, придя из школы - это было как получить в руки огромную бабочку…

Мощь Леннона-трибуна я моментально ощутил в Power To The People и Happy Xmas. Особенно будоражила песня про Рождество - Леннон придал ей такой минор и так выпел, что слёзы наворачивались. (Так не с праздником поздравляют, а оплакивают жертв - Леннон отличался нелинейностью мышления.) Безусловно, песней трибуна, песней пророка, обличителя была и упоминавшаяся Woman Is The Nigger Of The World - сильнейшая в ленноновском архиве.

Нельзя не сказать про стоящую особняком Whatever Gets You Thru The Night - она была классной, конечно. Живенькой. Оптимистичной. Без надрыва.

Mind Games, действительно, открывала какие-то новые горизонты - средствами музыки удалось передать содержание стихов. Это - песня-полёт, песня-блуждание, песня-надежда.

В целом, я бы назвал альбом сильнейшим, просто кулаком Джона Леннона. Но, помнится, возникло некоторое разочарование - волшебства оказалось меньше, чем я надеялся. Сольный Маккартни радовал слух гораздо больше (навскидку, мне очень нравились тогда Another Day, Monkberry Moon Delight, Band On The Run, Mrs. Vandebilt, Let Me Roll It). Пройдёт ещё полгода, и благодаря тому же Лёше Давыдову я услышу альбомы Tug Of War и Back To The Egg, которые произведут на меня неизгладимейшее впечатление. Однажды мой брат проницательно скажет, что Пол Маккартни, судя по всему, более гармоничный и счастливый человек, нежели мятущийся, эпатажный Джон Леннон. Думаю, это действительно так. Но пройдёт ещё несколько лет, меня так подбросит жизнь, что в 25 я заново открою для себя самые мрачные, самые отчаянные номера Леннона, и именно они будут мне горьким счастьем и опорой. Спасибо этому великому человеку! Пусть это прозвучит патетично, но в его свете я прожил всю свою сознательную жизнь (и собираюсь жить дальше, разумеется).


1986, Александр Муханов, the beatles, Алексей Давыдов, Алексей Кулюкин, Джон Леннон, "Битлз", john lennon, Пол Маккартни, 30 лет назад, 40 лет назад, музыка, эссе

Previous post Next post
Up