Без Распутина

Mar 15, 2015 09:44

О покойных не принято говорить плохо (когда я стану покойным, я хочу, чтобы мои знакомые не забыли это правило). Умер Валентин Распутин. Знаковая фигура, великий писатель, с которым было связано много надежд.
Отлично помню, как родители жадно читали взятый «по знакомству» сборник его повестей году этак в 1981-м, как всей семьёй снова и снова смотрели «Уроки французского» (кстати, почему пи…сы на ЦТ совершенно забыли этот великий фильм?)

В том, что я хочу здесь сказать, нет ничего плохого. Потому что пустота - это не «плохо». «Пустота» вообще благо в некоторых восточных философиях.

Для меня Валентин Распутин умер бесконечно давно. Когда он отмалчивался в самые страшные, самые глухие годы упадка и предательства. Его нигде не было! Проханов и Лимонов - были, а классик - нет. Извините, уважаемые читатели, но я не слышал его голоса ни в девяностые, ни в нулевые, ни в десятые. И не говорите, что не было возможности, не было трибуны: Ленин за сто лет до того поднял Россию на дыбы записочками, брошюрами…
Патриотическая пресса как бы намекала, что Распутин где-то есть и он против, вот-вот он выйдет из тени… И он вышел: принял премию из «гулаговских» денег у упыря Солженицына (вам не нравится моё определение? Хорошо: Валентин Распутин принял личную премию Александра Солженицына и слёзно за неё благодарил.)

За последние 35 лет, помимо этой церемонии, я видел Распутина всего один раз: его повезли какие-то теледокументалисты по Ангаре, и его имя осеняло этот святой поход против дальнейшего убийства великой русской реки подлыми гидроэнергетиками. Ни одной репликой он не запомнился; писатель только поджимал губы и смотрел куда-то вдаль, но уже его присутствие в фильме значило очень много. Если эти телепередачи хотя бы приостановили глумление чубайсовых детей над русской природой и над русской жизнью - спасибо Распутину огромное!.. Это - всё. Пустота молчит.

Ленин, Валентин Распутин, Год литературы, Александр Солженицын, эссе

Previous post Next post
Up