История коллекции импрессионистов в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Oct 04, 2009 17:59


Гордостью ГМИИ является исключительное по художественному качеству собрание живописи мастеров французского импрессионизма и постимпрессионизма. Основу и лучшую часть этого собрания составляют  картины, конфискованные большевиками у великих коллекционеров шедевров искусства Сергея Щукина и Ивана Морозова. К наиболее известным полотнам импрессионистов в коллекции ГМИИ можно отнести работы Моне «Бульвар Капуцинок», «Руанский собор», «Сирень на солнце» и «Стог сена»; Ренуара «Девушка в черном», «Портрет Жанны Самари», «Купание на Сене», «В саду. Мулен де ла Галетт» и «Обнаженная»; Писарро «Вспаханная земля»; Сислея «Опушка леса в Фонтенбло»; Дега «Голубые танцовщицы». Брендовый ряд полотен постимпрессионистов в ГМИИ состоит из работ Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», «Равнина у горы св. Виктории» и «Персики и груши»; Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле», «Пейзаж в Овере. После дождя» и «Портрет доктора Рея»; Поля Гогена «Кафе в Арле» и «Сбор плодов».



Ван Гог, «Красные виноградники в Арле»

Этот перечень полотен очень ограничен, на самом деле количество полотен импрессионистов и постимпрессионистов  в ГМИИ более 500. В щукинской коллекции насчитывалось 16 полотен Гогена, 13 - Моне, 8 - Сезанна, а также работы Дега, Ван Гога, Дерена, Марке, Руссо, Ренуара, Ван Донгена, Вламинка, Уистлера и других мастеров - всего 256 картин. На приобретение произведений искусства Щукин тратил едва ли не все дивиденды акционерной компании. Но собирательство не было для него вложением капитала - его страсть к живописи была бескорыстной. Коллекция Щукина всегда была открыта для посещения. Иван Морозов в своей собирательской деятельности был более консервативен. Он любил живопись импрессионистов, в частности, Ренуара, который представлен в его коллекции рядом работ, среди них - "Портрет мадемуазель Самари". Особое место в его коллекции занимают работы Ван Гога ("Красные виноградники в Арли", "Пейзаж в Овере после дождя", "Прогулка заключенных" и др.). Всего к 1917 году коллекция Морозова насчитывала около 250 произведений новейшей французской живописи.



Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы»

Состав коллекции Ивана Абрамовича Морозова позволяют  определить расписки, выданные им в Париже, Санкт-Петербурге и Москве и два рукописных списка коллекции, составленные Б.Н. Терновцом, первым директором Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и первым хранителем морозовского собрания. Именно он был командирован Наркомпросом в 1919 году в особняк Морозова на Пречистенку, 21. Не исключено, что он начал составлять эти списки вместе с самим владельцем собрания.

Существует сайт живущих во Франции прямых наследников Щукина и Морозова http://www.morozov-shchukin.com , в галерее которого представлены почти все шедевры, входившие в собрания великих коллекционеров. Наследниками коллекции сейчас объявляют себя внук Щукина Андре-Марк Деллок-Фуко и правнук Морозова Пьер Коновалофф. Большевики после революции 1917 года узаконили кражу чужого имущества в особо крупных размерах постыдным актом, на который продолжают ссылаться и нынешние чиновники.



Клод Моне, «Бульвар Капуцинок»

Щукин, по первому завещанию 1907 года велел передать коллекцию Третьяковской галерее и лишь в 1926 году, поняв всё про «новую власть», изменил завещание. Его коллекция ещё до национализации была открыта в его собственном доме для посещения, для людей, то есть фактически жила уже в музейном режиме.  Внук Щукина Андре-Марк передал уже постсоветской России последние работы, приобретенные дедом уже в эмиграции. Не продал, заметьте, а передал, будучи при этом человеком весьма скромного достатка. За что был удостоен... постоянным пропуском в Пушкинский музей. Этим благодарность ограничилась.

Продавая на запад картины из собраний Щукина и Морозова, большевики в 20-е и 30-е закрывали дефицит бюджета. То есть бреши в экономике и недостаток средств компенсировался с легкостью за счет продажи «народного достояния». 4 картины (2 и 2) из коллекций Морозова и Щукина были проданы американскому бизнесмену Стивену Кларку. Кларк, отлично понимая, что скупает, в сущности, краденое, всю жизнь тщательно оберегал тайну своей покупки и если и выставлял работы, то анонимно. По завещанию 3 работы были отданы в музей «Метрополитен», а «Ночное кафе» ван Гога из морозовской коллекции - в художественную галерею Йельского университета. Предварительная оценка этой картины сегодня - 200 миллионов долларов. Большую часть работ французских мастеров Иван Морозов закупил в 1903-1913 годах. За 10 лет И.А. Морозов собрал почти 600 картин и 30 скульптур. Новую французскую живопись И.А. Морозов покупал обстоятельно, словно собирал настоящий музей, заранее обдумывая, какой художник и какой работой будет в нем представлен. Щукинской импульсивности он противопоставил системность, действовал трезво и четко.



Поль Сезанн, «Персики и груши»

При этом чутьем угадывать будущее художника природа наградила Морозова как никого. О суммах, которые тратил на произведения искусства Иван Морозов, ни один из европейских собирателей, а тем более западных музеев, не мог даже и помыслить. Человек уравновешенный, он позволял себе безумства только по отношению к своему собранию:  не случайно Воллар называл его «русский, который не торгуется». Как иначе объяснить то, что чрезвычайно прагматичный в делах он мог ежегодно тратить на покупки картин невероятные суммы - 200-300 тысяч франков. Расходовать такие колоссальные средства он мог благодаря доходам, приносимыми Морозовской мануфактурой в Твери. Известно во сколько ему обошлась западная часть коллекции: 1.410.665 франков.

Революция и последовавшие за этим события не позволили бывшим владельцам крупнейших художественных собраний оставаться в Советской России. В 1918 году многие вынуждены были бежать, чтобы спасти свою жизнь. Морозов оставался в России дольше других. Декретом от 19 декабря 1918 года Морозовская коллекция была национализирована.

Морозовский особняк вместе с коллекцией стал «Вторым Музеем Новой западной живописи» (Щукинская коллекция составила Первый музей). Иван Абрамович был назначен заместителем хранителя собственной коллекции и в течении нескольких месяцев исполнял эту должность и сам сопровождал посетителей по залам музея.

Весной 1919 года Морозов вместе навсегда  покинул Россию, чтобы уже больше никогда туда не вернуться. Он обосновался в Париже. Иван Абрамович умер от сердечного заболевания 22 июля 1921 года во время поездки на воды в Карлсбад.

В 1923 году обе коллекции (Щукинская и Морозовская) были административно объединены в единый «Государственный Музей нового западного живописи», а в 1928 году объедены не только на бумаге, но и в стенах бывшего Морозовского особняка на улице Кропоткина (б. Пречистенке).

Во время Второй Мировой войны все музейные коллекции были эвакуированы в Новосибирск, а по возвращении в Москву долго оставались в ящиках нераспакованными. Подходил 1948 год, самый трагический для советского искусства и культуры. Началась борьба против «космополитизма» и всех проявлений формализма, в том числе живописи импрессионизма.

Только благодаря счастливой случайности проект Музейного Отдела Комитета по делам искусств разбросать картины по провинциальным музеям (а некоторые и вовсе уничтожить), не был осуществлен. Музей Нового западного искусства в 1948 году был ликвидирован, но его коллекция сохранилась и была поделена (без какого художественного либо принципа) между Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Эрмитажем.

Долгое время, Щукинская и Морозовская коллекции не были доступны публике. Пришлось дожидаться больших выставок французской живописи в Москве в 1955 и в Ленинграде в 1956 году, чтобы часть картин оказалась в постоянной экспозиции. В середине 60-х годов появилась возможно видеть эти коллекции почти полностью, хотя и без указания имени бывших владельцев, благодаря которым Россия сделалась обладательницей этих сокровищ современного искусства.

Имена Сергея Щукина и Ивана Морозова должны быть выбиты золотыми буквами на стенах музеев, «освоивших» их наследство и с гордостью показывающих его миру.

http://www.gazeta.ru/column/gevorkyan/3212416.shtml http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=51742 http://www.morozov-shchukin.com

ГМИИ, импрессионисты, реституция

Previous post Next post
Up