Kizhi Mission 2010

Jan 06, 2011 23:27


В августе 2010 года исполнилось 30 лет с  момента закрытия Преображенской церкви Кижского погоста в Карелии на реставрацию. До настоящего времени нет уверенности в судьбе этого памятника, сохранит ли он после столь затянувшейся радикальной реставрации свои выдающиеся качества и тот уровень подлинности и целостности, которые позволили включить его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году вместе с Московким Кремлем и историческим центром Санкт-Петрбурга.

Ансамбль Кижского погоста был включен в Список ЮНЕСКО по трем из шести критериям культурного наследия. Он является:

i.              ...шедевром человеческого созидательного гения,

iv.            выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующим значимый период человеческой истории, и

v.             выдающимся примером человеческого традиционного сооружения...

Тяжелое состояние Преображенской церкви, вызывало серьезную озабоченность у мировой общественности еще до включения Кижского погоста в Список ЮНЕСКО. Связано это было с продолжающейся деградацией древесины памятника и сильными деформациями конструкций, а также большими рисками крупномасштабных работ на Преображенской церкви, развернувшихся в 1980 году. Суть этих работ сводится к переборке памятника с заменой поврежденного материала при помощи современных металлических конструкций, на которых он в настоящее время вывешен.

Эксперты обеспокоены в первую очередь тем, что на фоне активной реставрационной деятельности и значительных финансовых вложений российская сторона уже более десяти лет игнорирует основные рекомендации Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО по Кижам. (См. Приложение 1. « Доклад Совместной миссии Комитета всемирного наследия/ИКОМОС, 5 -7 апреля 2010, о.Кижи», представленный на 34-й сессии Комитета всемирного наследия в 2010 году в Бразилии )abramych.ru/kizhi/Kizhi-mis2010.html

В первую очередь, это касается того, что до настоящего времени на объекте Всемирного наследия отсутствуют:
  1. Положение о Выдающейся универсальной ценности объекта, устанавливающее жесткие рамки всех работ по сохранению и защите памятников погоста, их ценностей, подлинности и целостности. (пп. 6, 9а, Прил. 2). Отсутствие этого документа уже привело и может в дальнейшем привести к невосполнимым утратам ценностей объекта. В частности уже утрачены подлинные фундаменты памятника под предлогом их «укрепления».
  2. Комплексный план управления объектом всемирного наследия, (пп. 9b, Прил.2) Отсутствие плана управления объектом, включающего стратегию развития туризма, план готовности к рискам, уже привело к неоправданным многомиллионным затратам на развитие инфраструктуры. Миссия КВН/ИКОМОС требует «прекратить любые разработку, строительство и неуместные действия» вблизи объекта всемирного наследия, впредь до определения Стратегии развития туризма на объекте. В первую очередь это касается забракованного миссией проекта визит-центра музея «Кижи», а также строящегося грузо-пассажирского причала в северной части острова Кижи, где практически невозможно принимать пассажиров.
  3. Специальный государственный совет, отвечающий за координацию деятельности различных заинтересованных сторон и учреждений, занимающихся общим управлением объекта всемирного наследия. (пп. 9с, Прил.2). Отсутствие такого совета с участием экспертов и представителей общественности привело к вольной интерпретации многих рекомендаций и хартий ЮНЕСКО, и как результат - к ошибкам, негативно сказывающимся как на сохранности объекта всемирного наследия и его охранной зоны, так и на социально-экономическом развитии территории, где находится памятник

Исходя из материалов решений многочисленных сессий Комитета всемирного наследия налицо некомпетентность и недееспособность Российских комитетов Всемирного наследия и ИКОМОС, Росохранкультуры и самого Министерства культуры Российской Федерации в деле обеспечения сохранности объекта всемирного наследия Архитектурного ансамбля Кижского погоста. Как отмечалось на 33-й Сессии Комитета Всемирного наследия в Севилье (2009): «Заявление в докладе государства-участника, что принятый в конце 2008 года президентский указ и постановление Российской Федерации обеспечивает основу для разработки запрашиваемого комплексного плана управления, свидетельствует о том, что, как и в прошлые годы, государство-участник не понимает характера инструмента управления, запрашиваемого Комитетом Всемирного наследия.» (Прил. 1, стр. 46).  Практически ответственные за объект министерства и ведомства переложили свои обязанности на музей-заповедник «Кижи», назначив его Заказчиком-застройщиком и исполнителем работ по сохранению памятника. При этом отсутствует объективная оценка как самого объекта всемирного наследия, так и всех возможностей и рисков для него, включая возможности самого музея «Кижи». Управление объектом носит ярко выраженный реагирующий характер, когда действия продиктованы уже произошедшими событиями.

Необходимо принять срочные меры по исправлению ситуации. Создать особое Положение об объектах всемирного наследия Российской Федерации, создать Государственный совет, отвечающий за координацию деятельности на этих объектах и на Кижском погосте в частности с привлечением независимых экспертов и НГО, разработать Положения о выдающейся универсальной ценности объекта и разработать План управления. В противном случае Кижский Погост может ждать участь Дрезденской долины реки Эльбы, исключенной из Списка всемирного наследия в 2009 году.

Очевидно, что необходима также реорганизация Российских Комитетов всемирного наследия, ИКОМОС и ИККРОМ для обеспечения их оперативной и качественной работы совместно с компетентными международными организациями, а так же организация качественного всестороннего профессионального обучения реставраторов и всех лиц, занятых вопросами сохранения наследия и управления им, на благо российского наследия вообще и всемирного наследия в частности.

kizhi, реставрация, Кижи

Previous post Next post
Up