Хатынская трагедия, XXI век: "новый взгляд историка" или попытка реабилитации карателей?

Jun 24, 2021 01:55


Опубликовано с небольшими редакторскими сокращениями в апрельском номере газеты «Параллель», многотиражки Белорусско-Российского Университета (г. Могилев)

22 марта - очередная годовщина трагедии, имя которой стало нарицательным. Хатынь... Это слово сейчас хорошо известно. Но было время, когда название этой белорусской деревни было известно не больше, чем имя многих других деревень, в ней жили самые обычные люди, которые... Которые просто жили. Строили какие-то планы, растили детей, пахали землю, влюблялись, женились, радовались, печалились - так же, как миллионы людей на Земле. Как и мы с вами.

Но началась война. Не знаю, сколько жителей Хатыни ушло на фронт - такую статистику обнаружить не удалось. Кто-то из жителей деревни мог уйти в партизаны, мог уйти в тыл с отступающими частями Красной Армии. Но основная масса, как и везде, осталась на месте. И так же, как и везде - это были в большинстве старики, женщины, дети - те, кто не мог воевать по вполне объективным причинам.

Их жизнь прервалась 22 марта 1943 года...

В чем же причина хатынской трагедии?



Многие, услышав его лет тридцать-сорок назад и удивившись самой сути вопроса - как можно не знать столь элементарных вещей - ответили бы в таком смысле, что причина сожжения белорусских (и не только) деревень - стремление нацистов очистить так называемое «жизненное пространство германской нации» согласно плану «Ост», т.е. в конечном итоге исходной причиной этого явления является политика германского нацизма, жертвами которой стали миллионы людей по всему миру, и Хатынь - один из ярких примеров нацистского геноцида. Эти факты были общепринятыми, и в общем и целом их и сейчас можно признать соответствующими истине. Но в наше время вопрос о причине гибели Хатыни обрел новые нюансы, которые укладываются в рамки идущей во всем мире кампании по пересмотру итогов второй мировой войны и корректировки истории в целом. Само по себе стремление уточнить или даже пересмотреть известные исторические факты и события не может считаться негативным, поскольку историческая наука не стоит на месте и развивается, обогащаясь новым фактическим материалом - например, открываются закрытые ранее архивы, снимается гриф секретности с исторических документов и т.п. Но - подобное стремление хорошо только в том случае, если целью исследователя является постижение истины.

К сожалению, в исторической науке помимо искателей истины во все времена были те, кто не считал грехом подкорректировать историю в угоду политической конъюнктуре. И история Хатыни, увы, также не избежала этой участи. И поскольку факт сожжения деревни вместе с жителями, конечно же,  отрицать сложно, то пристальное внимание ревизионисты от истории уделяют вопросу о причинах того, что это случилось именно с Хатынью и именно в этот период времени.

В рамках этой «ревизии» и родилась версия о том, что в гибели Хатыни повинны не столько каратели, сколько сами партизаны, которые своим нападением на немецкую колонну на шоссе «спровоцировали» нацистов на «ответные действия», в результате которых деревня и была уничтожена. Вот слова одного из сторонников этой, с позволения сказать, «теории», которые были высказаны в ходе интернет-полемики по поводу допустимости почитания белорусских деятелей, сотрудничавших с нацистами в годы ВОВ - в контексте был затронут вопрос о Хатыни, вину за участь которой оппонент ничтоже сумняшеся возложил на «Саветы» - т.е. на советских партизан, которые, с его слов, «справакавалi» оккупантов, убив немецкого «спартоўца» (спортсмена). Факт же того, что эта деревня была населена людьми, которые в большинстве своем не только никого не убили, а в значительной части (малолетние дети) просто были не в состоянии никому даже зла пожелать - этот факт данного «мыслителя», как видно, ни капельки не смущает.

И тем не менее - факты. Действительно, 22 марта 1943 года в ходе перестрелки с партизанами на шоссе недалеко от Хатыни был убит Ганс Отто Вёльке - капитан немецкой охранной полиции, до войны прославившийся как чемпион Берлинской Олимпиады 1936 года, завоевавший «золото» в толкании ядра, за что был обласкан лично А.Гитлером. Таким образом, версия о том, что действия немецких властей, последовавшие вслед за инцидентом на шоссе, были вызваны желанием отомстить за гибель выдающегося немецкого спортсмена, вроде бы обретает некое подтверждение. Но... Только в случае, если не учитывать некоторые другие факты. И первый из них - а что он делал, этот немецкий спортсмен, в окрестностях Логойска в начале весны 1943-го года? Он там готовился к очередной Олимпиаде, совершая пробежку по благодатным белорусским лесам? Так ведь нет. Он являлся военнослужащим немецкой армии, которая, как известно, вела боевые действия против Советского Союза, представителями которого в том районе являлись партизаны бригады В.Воронянского. Т.е. в тот день они убили не «известного немецкого спортсмена», а (при прочих равных условиях) солдата враждующей армии, на что во время войны имели полное право. Более того - служил Вёльке в том самом 118-м батальоне шуцманшафта, который в тот же день вместе с карателями из зондеркоманды СС О.Дирлевангера принял участие в сожжении Хатыни. И это тоже весьма интересный факт, позволяющий увидеть личность «спортсмена» в несколько ином свете. Ведь этот батальон не был фронтовой частью - это было подразделение, одной из задач которого было проведение карательных операций против мирного населения оккупированных территорий. И если даже до гибели Вёльке 118-й батальон и не успел отметиться в таких акциях (хотя это спорный вопрос) - но сам факт службы в подобном подразделении вряд ли может рассматриваться иначе, как позорный для человека, считавшего себя солдатом и спортсменом (и весьма маловероятно, что он не осознавал, каким подразделением ему приходится командовать, более того - учитывая отношение к нему руководства Третьего рейха, можно полагать, что он мог бы выбрать для себя любое другое место службы). В свете того, что сейчас известно о «подвигах» 118-го батальона, вряд ли можно сомневаться в том, что если бы Вёльке дожил до окончания войны, он попал бы в списки военных преступников наряду с такими его руководителями, как Эрих Кёрнер, Григорий Васюра или Константин Смовский. Так что можно сказать и так -  партизанская пуля в белорусском лесу в известном смысле спасла Ганса Вёльке от послевоенного позора и возможной смерти на виселице.

И еще один важный момент. Если принять как данность, что нацистов и их подручных хоть в какой-то мере оправдывает тот факт, что жертвой партизан стал выдающийся спортсмен - то возникает каверзный вопрос: а что, может, справедливо было бы уничтожить в 1945 году в Германии по деревне за каждого погибшего по вине немецких фашистов советского выдающегося человека? Ведь их погибло в ту войну немало. Вот, к примеру, я в связи с этой темой всегда вспоминаю имя Юрия Васильевича Кондратюка, который, к сожалению, не стал столь же известным, как, скажем, Сергей Павлович Королев, хотя его вклад в развитие теории космонавтики известен всем, кто занимается проблемами дальних космических полетов. Он погиб на фронте 25 февраля 1942 года, только в отличие от Вёльке служил не в карательном батальоне, а в дивизии народного ополчения. Но я что-то не слышал, чтобы за гибель Ю.В.Кондратюка или кого-либо еще из выдающихся советских людей кто-нибудь требовал персональной мести мирным жителям немецких деревень. Потому что для любого нормального человека подобное требование - чудовищно.

А о гибели Ю.В.Кондратюка поэт А.А.Кухно сложил такие строки:

Вертикально - стеной! - поднимается снежное поле.

Ты, раскинувши руки, летишь, ты уходишь в космический рейс...

Пуля в сердце твоём!.. Ни печали, ни страха, ни боли -

Только звёздное небо в глазах да извечный к нему интерес...

Есть стихи, ставшие песнями, в которых упомянуты «малые дети Хатыни» и «слезы детей Хатыни». А сколько стихов есть на смерть Ганса Вёльке? Полагаю, что если кто-нибудь и сочинил в свое время какую-либо эпитафию на его безвременную кончину, то она давным-давно забыта. Потому что несмотря на то, что этот человек был когда-то выдающимся спортсменом, но умер он не спортсменом. И не солдатом. Он умер карателем. И пусть вразумит Господь Бог тех, кто пытается его смертью оправдать злодеяние, совершенное в день его гибели его же подчиненными. Пусть будет так.

Оккупация, Ю.В.Кондратюк, Хатынь, История, Воронянский, Каратели, Вёльке, Фальсификация истории, ВОВ

Previous post Next post
Up