Мудрость из Древнего Рима

May 26, 2012 01:55


ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ.  (61 или 62-ок. 114) Общественный деятель и писатель. ( Древний Рим)                                                                                                                                                                                                        Человеку свойственно чувствовать и испытывать страдания, но в то же время бороться с болью и слушать утешения, а не просто не нуждаться в утешениях. Хорошие люди слабее плохих. Загляни в собственную душу. Молвы боятся многие, совести - кое-кто. В какие узкие пределы втиснута жизнь множества людей! Мудрые люди говорят, что хорошо и почтенно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путем. История не должна переступать пределов истины, и для честных поступков достаточно одной истины. История пишется для установления строгой истины. Мнения ведь подсчитывают, а не взвешивают, Привычка к одним и тем же занятиям вырабатывает умение, но не развивает способностей, внушает не уверенность в себе, но самодовольство. Честность оскорбляет людей в ту минуту, когда она им во вред, потом они же ею восторгаются и ее превозносят.

Честность для нас значит не меньше,  чем для других необходимость. О честности обвинителя лучше всего судить по самому обвинению. Честную душу сдерживает совестливость, а негодяй крепнет от своей дерзости. Никогда один человек не мог обмануть всех, да и все не могли обмануть одного человека. "Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем. Нет более справедливого дохода, чем тот,  который принесут земля, небо, год. "  Важно не звание человека, а его дело.        Если ты рассчитываешь на потомков, то для них недоделанное - то же самое, что неначатое. Люди по своей природе любознательны; и ничем не прикрашенное знакомство с фактами прельщает даже тех, кто с удовольствием слушает болтливые небылицы. Считаю крайней глупостью выбирать для подражания не самое лучшее.      И радость и утешение - в науках.                                    Никто не может быть мудрым во всякую минуту. Подобно тому как почвы обновляются разнообразным и переменным посевом, так и наш ум обновляется размышлением то об одном, то о другом. Беда часто делает людей остроумными. Живой голос, как говорится, производит гораздо больше впечатления. Пусть то, что ты читаешь, будет сильнее, но в душе глубже засядет то, что запечатлевают в ней манера говорить, лицо, облик, даже жест говорящего. У несчастных одни речи, у счастливых -другие. Оратор должен иногда возноситься, подниматься, иногда бурлить, устремляться ввысь и часто подходить к стремнинам: к высотам и крутизнам примыкают обычно обрывы. Путь по равнине безопаснее, но незаметнее и бесславнее; бегущие падают чаще тех, кто ползает, но этим последним, хотя они и не падают, не достается никакой славы, а у тех она есть, хотя бы они и падали. Риск придает особенную цену как другим искусствам, так и красноречию. Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их обладает в значительной степени такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь.  А у тех, кто читает речь, связаны глаза и руки, которые так помогают выразительности. Ничего удивительного, если внимание слушателей, ничем извне не плененное и ничем не подстрекаемое, ослабевает. Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого. Гремит, сверкает и приводит в смятение не речь увечная и обкорнанная, а возвышенная, льющаяся широким великолепным потоком.  Для большинства в длинном рассуждении есть нечто внушительное, весомое; меч входит в тело не от удара, а более от нажима: так и слово в душу. Опыт и есть, и считается лучшим учителем красноречия.  Книги надо не прочитывать, но читать и перечитывать. Следует читать много, но не многое.       Всякая хорошая книга тем лучше, чем она больше. Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы. Плохо, если власть испытывает свою силу на оскорблениях; плохо, если почтение приобретается ужасом; любовью гораздо скорее, чем страхом, добьешься того, что хочешь. Никто не выслушивает упреки с таким терпением, как те, кто заслуживает похвалы. Тот истинно благороден, кто легко прощает заблуждения людей и в то же время так боится сделать что-нибудь дурное, как будто он никогда никого не прощал. Есть некоторое наслаждение и в печали, особенно если ты выплачешься на груди у друга, который готов или похвалить твои слезы, или извинить их.                                                                                                                                                                                                         ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ.  (61 или 62-ок. 114) Общественный деятель и писатель. (Древний Рим)                                                                     
Previous post Next post
Up