...Мать не скрывала от детей, что больше других любила Фрунзика, и с материнской заботой купала его в ванной, даже когда он вырос. Просто пожалеть ее некрасивого сына больше было некому. Родня и соседи вспоминали, что с детства над трогательно беспомощным Фрунзиком все смеялись - и не только во время домашних представлений, которые он устраивал в коммунальной квартире. У него было два имени: официальное Фрунзе (в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе) и Мгер (так называли сына в семье), но окружающие окликали колоритного мальчугана только по прозвищу - Нос...
Лишь со временем обладатель «гордого профиля» научился относиться к узнаваемому недостатку собственной внешности философски: демонстрировал вместо паспорта свой длинный крючкообразный нос с горбинкой пограничникам в аэропортах и подтрунивал над собой в анекдотах. Когда на сцене ему доверят главную роль в «Сирано де Бержераке», артист пошутит, что так театр решил сэкономить на гримере. На премьере Фрунзик, кстати, сильно сократил главный монолог своего героя, объяснив это другу Вахтангу Кикабидзе в свойственной ему манере: «Буба- джан, когда долго говоришь про нос, армянам это неприятно».
Комик без улыбки
Но самый большой нос не скроет грустных глаз и изломанных печалью бровей артиста, которого коллеги характеризовали как «комика без улыбки».
В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод. В университеты дорога Фрунзику была закрыта.
За выразительное лицо помощника киномеханика в заводском клубе сначала взяли в самодеятельный драмкружок при текстильном комбинате, потом - в студию и труппу Ленинаканского театра, в Ереванский театрально-художественный институт.Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошёл к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль. Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком. В 1956 году Мкртчян получил диплом и его сразу приняли в Армянский театр имени Сундукяна в Ереване. Очень быстро молодой актер стал популярным.
В середине 1950-х годов люди приходили в театр специально «на Фрунзика».
Фрунзик в фильме «Парни музкоманды». 1960
А сниматься в кино Мкртчяна пригласили еще во время учёбы - первая картина с его участием вышла в 1955 году и называлась «В поисках адресата».
Хотя, если подходить буквально, то первый фильм был другим.
Друзья актера вспоминали, как он удивительно иронично рассказывал про свой вскоре состоявшийся первый дебют в кино. Фрунзика тогда пригласил на роль сам Александр Роу в свою картину ««Тайна горного озера» (1954). У Мкртчяна была простая задача - всего-навсего убрать мешающий на дороге камень. Фрунзик исполнил роль идеально. Правда, режиссер решил, что его в кадре слишком много и так порезал эпизод, что от Фрунзика Мкртчяна в фильме осталась только одна нога.
Фрунзик Мкртчян в фильме «Солдат и слон». 1977
Полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме «Парни музкоманды». Фрунзик играл музыканта по имени Арсен. Следующими работами в кино стали роли в фильмах «Тридцать три» Георгия Данелии, «Айболит-66» Ролана Быкова.
За свою относительно не долгую жизнь артист сыграл в 56 фильмах, создав любимые всеми образы в «Не горюй» и «Мимино», «Кавказской пленнице» и «Суете сует». В его творческом арсенале - Первый приз за лучшую актёрскую работу в фильме «Солдат и слон» на Всесоюзном кинофестивале в Ереване и Государственная премия СССР за работу в «Мимино».
Роль дяди Джабраила в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» сразу сделала Фрунзика известным всей стране...
Читать, смотреть полностью... ***
Фрунзик и Донара Мкрчан в фильме "Кавказская пленница". 1967 .
Народный артист СССР был по-настоящему любим народом: Мкртчяна звал в свой дом каждый встречный, всюду пускали без билетов и денег, а на выступлениях аплодировали уже за то, что он просто выходил на сцену. В «Нью-Йорк таймс», например, была статья «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна». В США артист вышел к публике, не понимавшей ни по-армянски, ни по-русски, и просто молча смотрел в зал, заливавшийся хохотом. Фрунзик невозмутимо простоял перед зрителями, дав волю их чувствам, а потом поклонился и ушел.
Надо ли говорить, что Фрунзик импровизировал и на сцене, и в кино, и в жизни. Среди киношников давно из уст в уста переходит рассказ о том, как актер Фрунзик Мкртчян съездил в Сочи с другом. Все было: билеты на ближайший самолет, отличная гостиница, развлечения, лучшая еда. А Фрунзик как выехал из дома на курорт с тысячей рублей в кошельке, так с этой тысячей и вернулся. Когда молодые коллеги интересовались: «Как же удалось?» Фрунзик улыбался загадочней Моны Лизы, разводил руками и делал такое лицо, что окружающие снова покатывались со смеху...
***
*** Источник : Фрунзик Мкртчян - актёр и человек... - 18 Июля 2020 - Персональный сайт
http://svistuno-sergej.narod.ru/news/f/2020-07-18-3167 ***
судьба,
актёры,
Фрунзик Мкртчян,
человек,
Фрунзик Мкртчян - актёр и человек,
театр,
кино,
актёр ***