***
*** ...Действие разворачивается в будущем на другой планете в государстве Арканар, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью...
На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации...
***
...Когда мы говорим о "Боге" мы обычно представляем всесильное существо, способное одним мановением руки создать жизнь или уничтожить ее, изменить структуру самого мироздания и обратить время вспять... Но что, если однажды сам человек, благодаря научно-техническому прогрессу, сможет совершать те же деяние? Что, если мы сами станем богоподобны в своих возможностях - чем мы займемся?
Ответ на этот вопрос пытаются дать Аркадий и Борис Стругацкие в своей повести "Трудно быть богом". В книге авторы рисуют нам именно такого человека - могущественного, сверхсильного, которому покоряется сама Вселенная. Научный прогресс идет рука об руку с прогрессом нравственным - люди этого мира не только умны, но и добры; в почете не только сила, но и милосердие.
И такое в буквальном смысле слова райское общество осуществляет экспансию к далекой планете - где живут люди, похожие на нас когда-то давно - в эпоху средневековья. Мудрые и добрые сверхлюди, разумеется, стараются насаждать мораль и тягу к знаниям... Что же у них получается?
Главный герой - русский парень Антон, который в составе разведгруппы отправляется на эту самую планету - наблюдать, записывать, внедряться. Он берет себе имя одного из погибших местных - Руматы Эсторского (так же поступают и остальные разведчики - а их примерно двести сорок человек на всю планету).
Задача, на самом деле, довольно простая - стать "своим" в этом обществе, дать возможность историкам наблюдать через камеры за новым неизведанным миром. Ну и, разумеется, по возможности поддерживать порядок и насаждать какое-то подобие цивилизации...
Долгое время Антон и пытается этим заниматься. Вступается за слабых, проповедует знание (по мере сил, конечно). Но все - тщетно.
В конечном итоге Антон понимает, что он бессилен перед непробиваемой тупостью и недальновидностью целого народа. В диалогах мы понимаем, что земляне - буквально всесильны, они могут истребить этих существ и заселить планету другими, могут даже загипнотизировать их и привить тягу к знаниям... Но они не делают этого, дабы не лишать людей этого мира свободной воли и собственной истории.
Оканчивается все предсказуемо - благородные порывы Антона завершаются неудачей, а животное начало в людях оказывается значительно сильнее, нежели мысли о "добром" и "светлом".
На самом деле, авторы представляют нам оба эти общества - прогрессивные и могучие земляне и средневековый народец безликой планеты - таким образом, что мы можем ассоциировать себя с каждым из них. Одна сторона - наше темное прошлое, другая - вполне возможное светлое будущее. Мы же - где-то посередине.
И от этого контраста действительно становится дурно. Мы можем спросить себя: "А кем были бы мы в этой истории?". И почему-то мне не кажется, что мы бы стали плечом к плечу к богоподобным...
Эта повесть не просто об эфемерном "добре" и не более осязаемом "зле" - здесь есть нечто большее, что очень сложно описать словами, но нельзя не почувствовать во время чтения. Источник :
https://zen.yandex.ru/media/books_blog/trudno-li-byt-bogom-nemnogo-filosofii-ot-strugackih-5c4c8df6df2d7400ade04779 Трудно ли быть богом? Немного философии от Стругацких.
***
"Трудно быть богом"
Жанр
научная фантастика Автор
Аркадий и Борис Стругацкие Язык оригинала
русский Дата написания
1963 Дата первой публикации
1964 Цикл
Мир Полудня Предыдущее
Далёкая Радуга Следующее
Беспокойство Электронная версия
Цитаты в Викицитатнике ***
Действие повести разворачивается в будущем на другой планете в государстве
Арканар, где существует
гуманоидная цивилизация,
представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного
Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации.
Земные агенты внедрены в различные слои общества Арканара и других государств. Они прекрасно экипированы и подготовлены, их физические возможности многократно превышают возможности аборигенов, в принципе любой из них мог бы в одиночку поднимать тысячи людей на бунт, организовывать войны, смещать правящие династии и становиться правителем сам, но подобные действия категорически запрещены - ограничение определяется стратегией «бескровного воздействия», согласно которой история общества Арканара должна иметь самостоятельное течение, а всё, что допустимо для землян, - «сглаживание углов», защита арканарцев от явных исторических ошибок, пережитых в своё время обществом Земли. Земные агенты безупречно владеют оружием, но для них, как и для всех землян XXII века, убийство разумного существа, даже при самообороне, недопустимо по моральным соображениям.
Главный герой - землянин Антон, действующий в Арканарском королевстве под видом дворянина Руматы Эсторского. Он всеми силами старается повернуть общество на верный путь, но идея Революции отпадает сразу - люди не могут представить себе свободу, они четко представляют себя на месте своих господ. Поэтому, проведи он её, все придется начинать в этой стране сначала, а результатом станет то же самое - правящая верхушка и нищий народ. Арканарское королевство переживает период контркультурной реакции - идут гонения на «грамотеев» под девизом «Нам не нужны умные, нам нужны верные». Румата всеми силами старается спасти для будущих поколений гениальных учёных, поэтов, деятелей искусства. Дон Рэба - властолюбивый, злопамятный, коварный, малообразованный мелкий чиновник, быстро поднявшийся «из низов» «по трупам» уже три года первый министр. Когда Румата несколько лет назад не смог вытащить из темницы трех королевских лекарей, растратив 30 килограммов золота, он понял, что всё это не спроста. Рэба за три года довел до предсмертного состояния экономику, создал «серую» армию (глупые, злобные люди, готовые запытать даже родных, просто за умение читать) и начал охоту за грамотными людьми. Он всеми силами старается уничтожить тех, кто может задавать вопросы, ставить под сомнение его решения, кого нельзя одурачить, кто может уйти в революционеры или написать произведения, обличающие реальность, кто просто может учить массы или мыслить. Старается создать общество глупое, которое будет верить ему безоговорочно, которое проглотит любой бред за истину и будет его боготворить. Антон влюбляется в Киру, девушку «будто не с этого века, чистую и светлую». Она становится его отрадой и «ахиллесовой пятой». Неожиданно в королевстве происходит государственный переворот во главе с советником короля доном Рэбой, в результате которого монарх и наследник убиты, устанавливается диктатура религиозного Ордена - «черных». При этом Рэба имеет сговор с бандитами и ворами, те ему помогают вместе с «серыми» очистить город за ночь от всех неугодных. После приходит Орден и уничтожает «серых», некоторых перевербовывает. Идет установление крайне реакционного теократического
тоталитаризма. Румата попадает под репрессивную машину…
***
*** Источник :
.wikipedia.
***
*** Аркадий СТРУГАЦКИЙ
Борис СТРУГАЦКИЙ
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ
То были дни, когда я познал, что значит: страдать;
что значит: стыдиться; что значит: отчаяться.
Пьер Абеляр
Должен вас предупредить вот о чем. Выполняя задание,
вы будете при оружии для поднятия авторитета. Но пускать
его в ход вам не разрешается ни при каких обстоятельствах.
Ни при каких обстоятельствах. Вы меня поняли?
Эрнест Хемингуэй
ПРОЛОГ
Ложа Анкиного арбалета была выточена из черной пластмассы, а тетива была из хромистой стали и натягивалась одним движением бесшумно скользящего рычага. Антон новшеств не признавал: у него было доброе боевое устройство в стиле маршала Тоца, короля Пица Первого, окованное черной медью, с колесиком, на которое наматывался шнур из воловьих жил. Что касается Пашки, то он взял пневматический карабин. Арбалеты он считал детством человечества, так как был ленив и неспособен к столярному ремеслу.
Они причалили к северному берегу, где из желтого песчаного обрыва торчали корявые корни мачтовых сосен. Анка бросила рулевое весло и оглянулась. Солнце уже поднялось над лесом, и все было голубое зеленое и желтое - голубой туман над озером, темно-зеленые сосны и желтый берег на той стороне. И небо над всем этим было ясное, белесовато-синее.
- Ничего там нет, - сказал Пашка.
Ребята сидели, перегнувшись через борт, и глядели в воду.
- Громадная щука, - уверенно сказал Антон.
- С вот такими плавниками? - спросил Пашка.
Антон промолчал. Анка тоже посмотрела в воду, но увидела только собственное отражение.
- Искупаться бы, - сказал Пашка, запуская руку по локоть в воду. - Холодная, - сообщил он.
Антон перебрался на нос и спрыгнул на берег. Лодка закачалась. Антон взялся за борт и выжидательно посмотрел на Пашку. Тогда Пашка поднялся, заложил весло за шею, как коромысло, и, извиваясь нижней частью туловища, пропел:
Старый шкипер Вицлипуцли!
Ты, приятель, не заснул?
Берегись, к тебе несутся
Стаи жареных акул!
Антон молча рванул лодку.
- Эй-эй! - закричал Пашка, хватаясь за борта.
- Почему жареных? - спросила Анка.
- Не знаю, - ответил Пашка. Они выбрались из лодки. - А верно здорово? Стаи жареных акул!
Они потащили лодку на берег. Ноги проваливались во влажный песок, где было полным-полно высохших иголок и сосновых шишек. Лодка была тяжелая и скользкая, но они выволокли ее до самой кормы и остановились, тяжело дыша.
- Ногу отдавил, - сказал Пашка и принялся поправлять красную повязку на голове. Он внимательно следил за тем, чтобы узел повязки был точно над правым ухом, как у носатых ируканских пиратов. - Жизнь не дорога, о-хэй! - заявил он.
Анка сосредоточенно сосала палец.
- Занозила? - спросил Антон.
- Нет. Содрала. У кого-то из вас такие когти...
- Ну-ка, покажи.
Она показала.
- Да, - сказал Антон. - Травма. Ну, что будем делать?
- На пле-чо - и вдоль берега, - предложил Пашка.
- Стоило тогда вылезать из лодки, - сказал Антон.
- На лодке и курица может, - объяснил Пашка. А по берегу: тростники - раз, обрывы - два, омуты - три. С налимами. И сомы есть.
- Стаи жареных сомов, - сказал Антон.
- А ты в омут нырял?
- Ну, нырял.
- Я не видел. Не довелось как-то увидеть.
- Мало ли чего ты не видел.
Анка повернулась к ним спиной, подняла арбалет и выстрелила в сосну шагах в двадцати. Посыпалась кора.
- Здорово, - сказал Пашка и сейчас же выстрелил из карабина. Он целился в Анкину стрелу, но промазал. - Дыхание не задержал, - объяснил он.
- А если бы задержал? - спросил Антон. Он смотрел на Анку.
Анка сильным движением оттянула рычаг тетивы. Мускулы у нее были отличные - Антон с удовольствием смотрел, как прокатился под смуглой кожей твердый шарик бицепса...
Читать дальше... ***
***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 002 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 003 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 004 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 005 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 006 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 007 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 008 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 009 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 010 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 011 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 012 ***
Трудно быть богом. Аркадий, Борис Стругацкие... 013 ***
Click to view
***
Click to view
Click to view
***
Быть... Богом, легко ли... Вопросы и ответы Стругацких... - 2 Февраля 2019 - Персональный сайт
http://svistuno-sergej.narod.ru/news/byt/2019-02-02-2289Трудно быть богом,
Вопросы и ответы Стругацких...,
Стругацкие,
Аркадий и Борис Стругацкие,
легко ли...,
литература,
фантастика,
размышления,
философия,
Быть... Богом ***
*** ***
***