В день рождения Ленина, ,22 апреля 2016,
Ленин, апрель, Жизнь Ленина, фото, исторические личности
В день Ленинский, апрельский
в день рождения Ленина,
жизнь Ленина, Л
енин,
Ленин,
В день рождения Ленина,
фото,
Исторические личности,
апрель,
Жизнь Ленина,
22 апреля 2016
В день рождения Ленина
Право на труд
Реформа оплаты труда
Одним из основных направлений построения социально однородного общества, преодоления
социального неравенства, различий в богатстве, сословных и классовых разрывов - для В. И.
Ленина
и руководимой им партии было сдерживание имущественной дифференциации населения: декретом Совета Народных комиссаров по проекту В. И. Ленина было принято постановление, ограничивающее зарплату высших советских чиновников зарплатой среднего квалифицированного рабочего (Ленин, ПСС, 5-е издание, Т.35, стр.105)
[198], декретом Советской власти от 18 июня 1918 года устанавливался максимальный размер оплаты труда - для специалистов 1200 рублей, народных комиссаров 800 рублей, неквалифицированных рабочих 350 рублей и квалифицированных рабочих - 700 рублей, что примерно уравнивало высший эшелон власти и квалифицированных рабочих в оплате труда. В 1920 году было принято постановление ВЦИК, устанавливающее единую тарифную сетку для всех руководителей, максимальный размер оплаты их труда не должен был превышать размер зарплаты квалифицированного рабочего, были установлены верхний и нижний допустимый уровень оплаты труда: госминимум и
партмаксимум, на третьем съезде профсоюзов (апрель 1920) была утверждена новая система оплаты труда, согласно которой оклад специалиста не мог превышать оклад неквалифицированного рабочего более, чем в 3,5 раза
[199], при этом отменялась дискриминация женщин и уравнивалась оплата женского и мужского труда
[200].
Советское государство выработало свои методы морального и материального стимулирования труда: различные социальные выплаты, строительство бесплатного жилья, организация бесплатного здравоохранения, в том числе развитие широкой сети бесплатных санаториев для трудящихся, бесплатное образование, транспорт, производственная одежда, натуральные выплаты, создание нормальных условий труда (В Советской России впервые в мире был законодательно утвержден восьмичасовой рабочий день)
[201], организация отдыха, после декрета Ленина от 14 июня 1918 г. «Об отпусках» все трудящиеся впервые в истории России получили гарантированное государством право на
отпуск и т. п. - все это способствовало повышению производительности труда и убеждению большинства населения (говоря словами В. Ленина: «Мы Россию убедили»), что новая власть имеет своей главной целью заботу об улучшении условий жизни трудящихся
[202]. Впервые в истории России трудящиеся получили право на пенсионное обеспечение по старости (
Пенсионный возраст).
Несмотря на во многом справедливые обвинения политических оппонентов социалистического строя в излишнем
эгалитаризме (
Уравниловка) социалистической системы оплаты труда, данная система способствовала формированию социальной однородности и конституированию
советского народа, имеющего общую
гражданскую идентичность, хотя социалистическая система оплаты труда, в контексте её уравнительности, подвергалась также критике со стороны высших советских чиновников
[203], она постоянно развивалась и дифференцировалась на основании многих критериев, где одним из основных была оценка реального вклада гражданина в трудовую и общественную жизнь страны
[204][205][206].
Право на образование
Важнейшим элементом преодоления социального неравенства и построения нового общества для В. Ленина было развитие образования, обеспечение равного доступа к образованию для всех трудящихся, независимо от их национального происхождения и гендерных различий (
Образование в СССР). В октябре 1918 года введено по предложению В. И. Ленина «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста
[207]. Современные исследователи отмечают, что коммунистическая атака на систему распределения научных статусов началась в 1918 году и дело закончилось не столько в 'перевоспитании буржуазной профессуры', сколько в установлении равного доступа к образованию и уничтожению сословных привилегий, к числу которых относилась и привилегия быть образованным
[208].
Ленинская политика в сфере образования, обеспечение его доступности для всех групп трудящихся послужило основой тому, что в 1959 году политические оппоненты СССР полагали, что советская система образования, особенно по инженерно-техническим специальностям, занимает лидирующее положение в мире
[209].
Право на здравоохранение
Ленинская политика в сфере здравоохранения
[210], основанная на принципах бесплатности и равнодоступности медицинской помощи для всех социальных групп населения способствовала тому, что медицина в СССР признавалась одной из лучших в мире
[211].
Социалистическая демократия
Согласно исследователям (
Белл Д.), важнейшим критерием
демократичности общества служит открытость его социальной структуры, способность создать
равные возможности (англ.)
русск. для продвижения наиболее талантливых представителей социальных низов в элиту страны (
Меритократия,
Постиндустриальное общество). Участие широких масс трудящихся в управлении государством являлось одной из основных задач революции. Декрет ВЦИК и СНК (РСФСР) от 11 ноября 1917 г.
«Об уничтожении сословий и гражданских чинов», подписанный Лениным, ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.
Ленин полагал, что «мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством, но мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком будто управлять государством, нести будничную ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники» (В. И. Ленин. Удержат ли большевики государственную власть, 1917)
[212].
«Капитализм душил, подавлял, разбивал массу талантов в среде рабочих и трудящихся крестьян. Таланты эти гибли под гнетом нужды, нищеты, надругательства над человеческой личностью. Наш долг теперь найти эти таланты и приставить их к работе» (В. И. Ленин, ПСС, 4-е изд., Т.30, с.54)
Многое из того, что планировал сделать Ленин по построению механизма обновления советской элиты, демократизации государственного аппарата, его подконтрольности обществу, не было осуществлено, в частности, расширение ЦК за счет представителей рабочих и крестьян, организация рабоче-крестьянского контроля за деятельностью Политбюро (
Как нам реорганизовать Рабкрин), но введенный Лениным критерий рабоче-крестьянского происхождения как одного из основных условий продвижения по социальной лестнице, всемерное поощрение выдвижения рабочих и крестьян в государственный аппарат (институт выдвиженцев
[213]), - открыл возможности по продвижению к высшим статусным позициям в обществе
[214].
Несмотря на недостатки, отраженные в критике оппонентов Советской власти (
тоталитаризм,
номенклатура) принципов советской демократии и реального участия граждан в управлении государством, социальная структура СССР давала гражданам уверенность в завтрашнем дне и отличалась демократичностью и открытостью: обладала значительными возможностями по продвижению граждан (
восходящая социальная мобильность,
социальный лифт), находящихся на низших ступенях социальной лестницы - в элиту страны (политическую, военную, научную)
[прим 22], что давало им реальные возможности управления страной
[215]. По данным за 1983 год, среди респондентов в возрасте 50-59 лет 82,1 % имели социально-профессиональный статус выше, чем их родители, среди респондентов 40-49 лет - 74 %, а среди 30-39 лет - 67 %, при этом данные показатели примерно идентичны как для мужчин, так и для женщин, что служит примером женской эмансипации в советском обществе
[216].
СССР был единственной страной в мире, где все высшие руководители государства, кроме Ленина, были выходцы из социальных низов и имели рабоче-крестьянское происхождение:
И. Сталин,
Г. Маленков,
Н. Хрущев,
Л. Брежнев,
Ю. Андропов,
К. Черненко,
М. Горбачёв.
Советская социальная система обладала гораздо большей социальной однородностью, демократичностью и открытостью не только по сравнению с постсоветской
[217], но и по сравнению со своим главным геополитическим оппонентом:
США, где существует усиливающаяся в последнее время тенденция увеличения социального неравенства и сокращения возможностей представителей низших и средних социальных групп достичь высших статусных позиций, при этом сокращаются возможности у представителей среднего класса сохранить свой статус
[218], (
Капитал в XXI веке).
Культурная революция
Ленин полагал, что пролетарская культура является закономерным развитием тех запасов знания, которое человечество выработало под гнетом капиталистического общества (ПСС, изд.4, Т.41, с.304)
[219]. В статье «
О кооперации» (январь 1923) В. Ленин утверждал, что культурная революция является необходимым условием для того, чтобы Россия, преодолевая свою цивилизационную отсталость, могла стать вполне социалистической страной. Культурная революция - это…целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы (В. И. Ленин, ПСС, 5-е издание, Т.40, с.372, 376-377)
[220]. В «
Страничках из дневника» В. Ленин полагал, что одной из основных задач культурной революции является повышение авторитета народного учителя: « Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе (В. И. Ленин, ПСС, 4-е изд., Т.40, с.23).
В данной работе В. Ленин поставил следующие задачи культурной революции
[221]:
- Ликвидация культурной отсталости, прежде всего, неграмотности населения
- Обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся
- Формирование социалистической интеллигенции
- Утверждение коммунистической идеологии в сознании широких масс