Сущность такого явления как сергианство состоит в измене самому духу христианской веры.
Сергианство - это путь лукавых компромиссов с совестью и путь соглашения со злом, с Антихристом в тщетной надежде извлечь из этого соглашения выгоду (так. наз. "польза Церкви").
Сергианство - это выхолащивание веры, сведение его только к форме, к пустой обрядности (знаменитое: "главное, чтобы люди причащались", как будто причастие спасает само собой); это взгляд на Церковь не как на богочеловеческий организм, а как на учреждение (отсюда потрясающая уверенность Сергия, что все, вышедшие из его административного подчинения, тем самым отпали от Церкви; отсюда же и теория, что не Господь хранит свою Церковь, а её нужно защищать чисто административными мерами - знаменитое сергиевское: "Я спасаю Церковь"); Сергианство - это отказ от исповеднического пути, заповеданного нам Господом, и переход на путь пресмыкательства пред сильными мiра сего. Такой путь приводит рано или поздно к отречению от Христа (что и случилось с Сергием, когда он отрекся от мучеников), но при этом он не спасает и от смерти (все сергиане тоже попали под сталинский топор, как и не-сергиане), которая, увы, не есть смерть мученика, а смерть дезертира.