Это вторая часть шестой главы моей книги
"Индустриализация России как альтернатива её крушению" Негативная тенденция цены на нефть может привести к резкому обострению бюджетного дефицита, что чревато уже неплатежами в бюджетной и околобюджетой сфере. Знаковым событием станет снижение стоимости нефти ниже 30 долл./баррель. Именно на этом уровне колеблется себестоимость добычи нефти на разных месторождениях.
В конце 2014 г. произошло резкое падение курса рубля, что вызвано следующими причинами:
1.Неадекватность руководства ЦБ РФ. Причем полная. Нужно вызывать доктора. Посмотрел интервью Набиуллиной сразу после падения рубля в декабре 2014 г. - это жесть. Несет всякую чушь, «заботится об импортозамещении». Правда перед этим подняла основную ставку с 10,5% до 17%, тем самым поставив крест на реальной экономике. Эффективность такой меры проявила себя в течение двух часов. Далее курс рубля пошел по наклонной. Когда ставку ранее поднимали с 9% до 10,5%, то эффект был где-то в течение суток. Говорит заученные фразы о санкциях и падении стоимости нефти. Вид какой-то потерянный и запуганный. Наверное, понимает, что совершает уголовное преступление по дестабилизации экономической ситуации в стране. Статья 275 УК РФ «Государственная измена» налицо. Срок до 20 лет.
2. Плавающий курс рубля. В течение 2014 г. ЦБ РФ регулярно заявлял о переходе к так называемому плавающему курсу рубля. Типа все будет определяться рынком. Как это происходит на практике, уже знает каждый. Причем валютные резервы тратятся неистово на поддержку рубля, поэтому он не такой и плавающий, а скорее всего, тонущий. Такая методика определения курса национальной валюты применима для стран, имеющих свою экономику, а не для сырьевых придатков. Да ещё в условиях санкций. Это как дважды два.
3. Снижение стоимости нефти и прочего сырья. Это существенно снижает предложение доллара, что приводит к его завышенному курсу.
4. Отсутствие возможности рефинансирования внешних долгов у компаний вследствие экономических санкций. Это резко повышает спрос на доллары.
Последствия от падения рубля будут глобальные и про так называемую стабильность можно забыть. При падении курса национальной валюты происходит увеличение стоимости: 1) Всех импортных товаров пропорционально изменению курса 2) Квазиотечественных товаров, т.е. при производстве которых используются импортные комплектующие. Это, например, иномарки, которые собираются из импортных комплектующих. 3) Товаров, субститутов по отношению к импортным. Если увеличивается стоимость импортного молока, то и растет стоимость отечественного. Хотя, конечно, темпы роста стоимости отечественного молока отстают от темпов роста импортного. Корректировка цен происходит с лагов где-то 6 месяцев.
Очень сильно страдают от падения рубля валютные заемщики. Сейчас у многих резко возросли расходы по его обслуживанию и стоимость приобретенного товара в кредит значительно ниже самого кредита. В целом к моменту падения курса рубля внешний долг России составлял около 730 млрд. долл. Достанется всем: и банкам, и бизнесу, и населению.
У нас много гастарбайтеров, которые часть своих доходов отправляют на родину. С учетом изменения курса рубля они стали зарабатывать в два раза меньше. Это создаст проблемы таким отраслям как строительство, транспорт и торговля.
Отдельно стоит отметить роль увеличения ключевой ставки с 10,5% до 17%, и далее снижение до 11%. Проценты по ранее выданным кредитам банков привязаны к этой ставке, поэтому у многих произойдет существенное увеличение расходов. Попали не только валютные заемщики.
По такой ставке ЦБ РФ кредитует банки, следовательно, возрастут проценты по кредитам для бизнеса и населения. Это как раз подорвет базу импортозамещения, так как производственные мощности загружены на 60% (в 1998 г. на 30%), и для инвестиций требуются кредитные деньги.
Как уже было сказано выше указанная ставка никак не влияет на курс рубля, а лишь разгоняет инфляционный процесс в стране.
А вот и несколько предложений по обузданию падения курса рубля:
1. Ввод обязательных условий по продаже определенной части валютной выручки.
2. Фиксирование валютных позиций банков. То есть необходимо зафиксировать объем валюты, который банк может иметь на конец дня. Все что свыше подлежит продаже.
3. Разграничение спекулятивных операций от прочих. ЦБ РФ обязан прекратить или ограничить бесконечное казино по купле-продаже валюты. Это не рынок, а по факту казино, и он имеет на это полное право.
4. Ввод налога Тобина на валютные операции. Это существенно охладит пыл для спекулянтов. Для реального сектора при предъявлении договора на поставку импорта его можно будет компенсировать.
5. Повышение контроля со стороны ЦБ РФ за использованием ранее выданных кредитов. Данные средства не должны попадать на валютный рынок.
Валютные интервенции приводят лишь к растрате ЗВРов и не эффективны. Указанные меры могут применяться в комплексе или частично. В противном случае нас ждет крах и дестабилизация социально-экономической ситуации.
ЦБ РФ не занимается долгосрочным кредитованием, а по ключевой ставке он кредитует банки сроком до недели (аукционы РЕПО). Поэтому её величина интересует лишь валютных спекулянтов, а реальному сектору такие недельные кредиты ничем не помогут. Отсутствие долгосрочного кредитования - это существенный недостаток денежно-кредитной политики, который негативно отражается на экономическом росте. Руководство ЦБ РФ в лице Э. Набиуллиной не пытается даже обсуждать этот вопрос.
Резкие колебания рубля сломали инвестиционный горизонт планирования. Если сегодня какое-либо предприятие получает дополнительный профит от низкого курса рубля, то что будет с ним, когда курс рубля резко возрастет? А это может случиться при увеличении стоимости нефти. Естественно, возникнет угроза банкротства, так как возросшие издержки снизить будет проблематично. Поэтому неопределенность курса рубля снижает эффективность инвестиционного планирования, что приводит к резкому оттоку капитала и иным негативным тенденциям.
Резкое снижение стоимости нефти и ограничение возможности рефинансирования со стороны западных стран негативно отразились на динамике ЗВР и внешнего долга.
Таблица 6.2 - Динамика ЗВР и внешнего долга, млн.долл.
Дата
ЗВР
Внешний долг
Превышение внешнего долга над ЗВР
03.01.2014
510,5
728,9
218,4
04.04.2014
473,9
715,9
242,0
04.07.2014
474,3
732,8
258,5
03.10.2014
454,7
680,9
226,2
02.01.2015
386,4
599,0
212,6
03.04.2015
355,3
555,9
200,6
03.07.2015
359,6
556,2
196,6
04.09.2015
365,3
Нет данных
-
В состав ЗВР входят резервы Центрального Банка и Правительства Российской Федерации. Других резервов у страны просто нет. За 2014 г. и восемь месяцев 2015 г. их величина снизилась на 145,2млрд. долл. или на 28,4% в относительном измерении. В среднем резервы расходуются в размере 7,26 млрд. долл. в месяц или 87,12млрд. долл. в год. Нетрудно подсчитать, что при сохранении темпов расходования они обнулятся через четыре года и два месяца, т.е. к ноябрю 2019 г.
Согласно правилам МВФ, резервы страны должны быть не менее объема трехмесячного импорта страны плюс выплаты по внешним государственным и всем корпоративным долгам страны в течение года. Для России эта цифра составляет где-то 250 млрд. долл. То есть, пока есть запас в размере 115,3 млрд. долл. или на 16 месяцев.
Внешний долг за указанный период снизился на 172,7 млрд. долл., и на 03.07.2015 г. составил 556,2 млрд. долл, что превышает объем ЗВР на 196,6 млрд. долл. Их сравнение не случайно, так как в структуре внешнего долга высока доля государственных компаний, которые частично гасят свои долги за счет ЗВР. Хотя конечно это незаконно: ЗВР создавались для поддержания устойчивости рубля, а не для выплаты внешних долгов государственных компаний.
Если цена на нефть не увеличится, то в 2018-2019 гг. возникнет резкая нехватка денежных средств, обусловленная израсходованием ЗВР. Кризис перейдет совсем в другую стадию, когда будет отмечаться не экономия по всем направлениям, а просто крах всей финансовой системы. Если, конечно, ЦБ РФ не изменит свою монетарную политику.
Падение цен на нефть, экономические санкции и компрадорская политика властей негативно отразились в 2015 г. на индексах производства промышленной продукции.
Таблица 6.3 Индексы производства по Российской Федерации в 2015 г .(в % к соответствующему периоду прошлого года)
Наименование
январь
январь-февраль
январь-март
январь-апрель
январь-май
январь-июнь
январь-июль
Промышленное производство
100,9
99,6
99,6
98,5
97,7
97,3
97,0
Добыча полезных ископаемых
101,5
100,7
100,7
100,4
100,2
100,0
100,1
- добыча каменного угля, бурого угля и торфа
109,5
106,3
106,0
105,2
104,7
103,8
103,7
-добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях
100,1
99,9
100,0
99,9
99,8
99,7
99,7
- добыча металлических руд
105,6
104,4
103,5
103,2
102,3
101,9
101,4
Обрабатывающие производства
99,9
98,5
98,4
97,0
95,9
95,5
95,1
-производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
103,6
104,1
103,5
102,5
101,7
102,0
102,1
-текстильное и швейное производство
73,9
77,8
80,6
81,9
80,8
82,8
82,8
-обработка древесины и производство изделий из дерева
97,3
101,6
100,3
99,0
97,8
97,6
97,1
-целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность
93,8
85,5
83,2
83,1
84,1
85,2
86,2
-производство кокса и нефтепродуктов
102,6
102,8
102,1
102,1
101,3
100,6
101,0
-химическое производство
102,7
104,3
106,7
105,9
106,3
105,9
106,3
-производство резиновых и пластмассовых изделий
111,5
106,3
102,6
99,4
97,4
96,9
96,3
-производство прочих неметаллических минеральных продуктов
107,5
104,2
101,8
98,4
96,3
95,8
94,7
-металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
103,0
99,3
97,3
95,7
94,3
94,1
94,0
-производство машин и оборудования
90,7
88,9
91,2
89,7
86,8
85,4
85,9
-производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
95,2
93,6
93,7
95,1
93,6
93,8
93,5
-производство транспортных средств и оборудования
87,2
82,4
86,5
84,3
83,9
83,3
81,1
-прочие производства
89,2
88,1
92,1
92,5
89,3
90,2
88,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
101,2
99,7
100,0
100,5
100,0
99,9
99,8
В течение семи месяцев 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г. промышленное производство снизилось на 3%. Причем в январе наблюдался прирост в размере 0,6%, а далее - увеличение спада.
Спад происходит неравномерно. Так, добыча полезных ископаемых увеличилась на 0,1% при падении обрабатывающих отраслей на 4,9%. И это показывает повышение уровня примитивизации российской экономики в пользу сырьевых секторов.
Среди 13 секторов обрабатывающей промышленности в 10 зафиксирован спад. Рост показали пищевая, химическая отрасль и производство нефтепродуктов. Пищевая отрасль показала рост вследствие экономических санкций, введенных против ввоза продуктов питания из Евросоюза. Химическая отрасль является чуть ли не единственной отраслью, на которую положительно отразилось вступление РФ в ВТО. Наибольшее снижение отмечено у производства транспортных средств (-18,9%), текстильного и швейного производства (-17,2%), производства машин и оборудования (-14,1%), целлюлозно-бумажного производства (-13,8%).
Естественно, подобная динамика свидетельствует об отсутствии эффекта от резкой девальвации рубля, что обусловлено резким сжатием денежной массы, которое осуществляет ЦБ РФ в целях якобы борьбы с инфляцией. Подобное происходило и в 90-х годах, когда на фоне высокой инфляции ощущалась острая нехватка денежных средств.
Резкое падение курса национальной валюты привело к значительному росту цен при практически неизменной номинальной заработной плате. Это привело к снижению реальных доходов населения и уменьшению спроса на потребительские товары. Руководство страны отказалось от индексирования пенсий и зарплат бюджетников, что приводит к обнищанию огромных масс людей. И это сопровождается повсеместным уничтожением бесплатного здравоохранения и образования.
Сырьевая аристократия не умеет ничего делать, кроме как продавать нефть и газ за границу и ввозить оттуда готовую продукцию. Подобное поведение ведет к разбазариванию природных богатств, и при возникновении трудных ситуаций никто не даст гарантии, что распродаваться будет не только сырье, но и целые регионы.
На фоне массовой возгонки патриотических чувств 30 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Согласно этому закону в течение переходного периода равного трем годам на Дальнем Востоке, а также в некоторых моногородах создаются особые условия функционирования территорий опережающего развития (ТОР). По истечении трех лет ТОРы могут создаваться в любых других регионах страны. Срок создания - 70 лет, почти столько, сколько просуществовал СССР. Организовываться эти ТОРы будут постановлениями Правительства без какого-либо участия Государственной Думы. То есть важнейшее решение, определяющее развитие какого-нибудь региона в течение 70 лет, будет приниматься росчерком пера в кулуарах кабинетов.
Для выполнения ряда государственных функций будут созданы управляющие компании в форме акционерных обществ. Среди функций управляющих компаний стоит выделить «функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории опережающего социально-экономического развития в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Статья 8. п.5). Какое-нибудь ОАО «Рога и копыта» получит государственные функции на определенных территориях. Так же эта контора будет иметь право создавать дочерние предприятия, свои «Рожки и копытца», но размерами меньше и с иными функциями.
Главными хозяевами и господами на территориях станут резиденты, которые будут функционировать по специальным правилам. Они якобы и будут заниматься «опережающим социально-экономическим развитием» территорий, вкладывая свои инвестиции.
Для «процветания» ТОРов будет создан особый правовой режим предпринимательской деятельности, медицинской и образовательной деятельности. Резиденты по упрощенной модели смогут завозить иностранную рабочую силу. Последнее закончится тем, что пустынные территории Дальнего Востока будут заселены жителями Китая.
Федеральные и муниципальные органы власти на территориях не перестанут функционировать, однако их полномочия будут явно подрезаны законом о ТОРах. Для застройки земельных участков не потребуется проведения публичных слушаний, что явно подрывает конституционные права граждан.
Таким образом, благодаря этому закону уже в ближайшем будущем Российскую Федерацию по праву можно будет переименовать в холдинговую компанию «Россия». И все это происходит на фоне бесконечных разговоров о вставании с колен и обретении суверенитета, которого так не хватает Европе, но которая хорошо развивается без передачи в аренду своих территорий иностранцам.
Неадекватная политика руководства страны может спровоцировать расцвет национализма. Тем более, что почва к этому готова: во всех бедах всегда обвиняется кто-то посторонний - то Запад со своими санкциями, то прозападные силы, действующие внутри страны. Стоит кому-то намекнуть, что это из-за мигрантов людям становится хуже жить, и все в это поверят.
Мигрантов обвиняют во всем: «Занимают свободные места на лавочках», «Участвуют в фальсификации на выборах», «Содействуют технологической отсталости страны». Этот ряд можно продолжать бесконечно. Хочется остановиться и подробно рассмотреть некоторые мифы, которые связаны с мигрантами и экономическим развитием страны.
Одним из самых распространенных мифов является предположение, что мигранты вытесняют местных жителей с их рабочих мест. За 2005-2014 гг. численность трудоспособного населения в России снизилась на 4,9 млн. чел. Такая тенденция будет продолжаться и дальше, так как численность населения моложе трудоспособного возраста так же сокращается. По мнению ФМС России на территории страны находится около 11 млн. мигрантов. Численность мигрантов в трудоспособном возрасте не указывается, но она, естественно, на порядок меньше указанной цифры. Поэтому, исходя из представленных цифр, следует сделать вывод, что мигранты восполняют убыль трудоспособного населения в стране. Кроме того, уровень безработицы за 2005-2014 гг. находился на невысоком уровне, хотя, учитывая притоки мигрантов, должно было быть наоборот. Поэтому замещение мигрантами местного населения не подтверждается статистическими данными, они лишь в основном восполняют выбытие трудовых ресурсов.
Многие убеждены в негативном влиянии мигрантов на уровень заработной платы. Особо эта тема болезненна для москвичей, так как в Москве довольно много мигрантов. Несмотря на это средние денежные доходы населения составляют порядка 55тыс. руб. в месяц, а в ЯНАО - 61тыс. руб. (там тоже много мигрантов). Для сравнения в Ивановской и Костромской области - 20тыс. руб. Мигрантов в последних регионах очень мало. Поэтому прямой зависимости между численностью мигрантов и доходами населения нет. Это объясняется тем, что средняя заработная плата формируется не столько её предложением, а спросом, т.е. экономическим потенциалом региона.
Лозунг «Хватит кормить Кавказ» довольно популярен даже среди некоторых экономистов. Необходимо учесть, что порядок сбора некоторых налогов таков, что все они уходят из регионов в федеральный бюджет. Далее происходит их перераспределение через субсидии и субвенции регионам. На территории Чечни ежегодно добывается 1,5 млн. тонн нефти или на 40,2 млрд. руб. Из этой суммы уплачивается налогов в виде НДПИ, НДС и экспортной пошлины около 21 млрд. руб. Таким образом, только нефтяные доходы Чечни составляют около 21 млрд. руб. Также собирается порядка 11 млрд. руб. НДС. Итого Чечня платит в федеральный бюджет около 32 млрд. руб. Безвозмездные поступления в бюджет Чечни в 2013 г. составили 44,7 млрд. руб. Если учесть акцизы и прочие налоги, которые идут в федеральный бюджет, то эти потоки практически станут равными. Расхождения составят не больше 7-8 млрд. руб. или 0,05% от суммы расходов федерального бюджета. Поэтому лозунг «Хватит кормить Кавказ» является лживым и популистским.
Добавлю ещё немного о том, как мигранты «не платят налоги». У нас ответственность за уплату налогов возложена на организации. Редко кто из жителей страны ходит и заполняет налоговые декларации. Это касается и мигрантов. Если они не стоят в очередях в налоговой инспекции, то это не значит, что они не являются налогоплательщиками. При выплате заработной платы в конвертике никто организацию не освобождает от иных налогов, не связанных с оплатой труда. Кроме того, нелегальные выплаты заработной платы приводят к частичной компенсации через увеличенный налог на прибыль. Численность мигрантов составляет около 7% от населения страны. Такая доля приходится и на созданный ими ВВП, и налоговые доходы государства. А это уже миллиарды рублей.
Хотя, конечно, наличие большого количества мигрантов может создавать определенный круг проблем, связанных с разной культурой, но к экономическим проблемам мигранты не имеют никакого отношения.
Таким образом, многое, что касается мигрантов - это мифология, которая является питательной почвой для национализма и реставрации средневекового мышления. Однако с учетом скатывания российской экономики в кризис тема национализма может обостриться, и привести к печальным последствиям, как это произошло с СССР, когда разрушению страны способствовали различные националистические движения, появившиеся в республиках.
Продолжение
ЗДЕСЬ Скачать книгу можно
ЗДЕСЬ, читать онлайн
ЗДЕСЬ Бесплатно книгу в формате ПДФ можно скачать
ЗДЕСЬ