Перестройка (Часть 2)

Nov 28, 2015 10:15



Это вторая часть четвертой главы моей книги "Новая индустриализация России как альтернатива её крушению"

Официально с системой советского планирования было покончено в 1987 г. в постановлении ЦК КПСС от 17 июля 1987 г. «О перестройке планирования и повышения роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования». Естественно, повышение роли Госплана СССР подразумевало его ликвидацию. Так предполагалось перейти от директивного планирования к формированию контрольных цифр: «Контрольные цифры отражают общественные потребности в продукции, производимой предприятием, минимальные уровни эффективности производства. Они не носят директивного характера, не должны сковывать трудовой коллектив при разработке плана, должны оставлять ему широкий простор для выбора решений и партнеров при заключении хозяйственных договоров. Контрольные цифры включают показатель производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении (расчетно) для заключения договоров, прибыль (доход), валютную выручку, наиболее важные общие показатели научно-технического прогресса и показатели развития социальной сферы. В период освоения нового хозяйственного механизма и завершения перехода на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование в состав контрольных цифр могут включаться также показатели производительности труда и материалоемкости продукции. Выполнение заказов и договоров является главнейшим критерием оценки деятельности предприятий (объединений) и организаций и материального стимулирования трудовых коллективов» (Постановление ЦК КПСС от 17 июля 1987 г. №816 «О перестройке планирования и повышения роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» - http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14144.htm)

Ликвидация системы планирования поставила крест на социалистическом способе хозяйствования. Экономика стала напоминать хаотичное броуновское движение.
В конце 1987 г. было принято решение о переходе на полное хозрасчетное финансирование предприятий ряда отраслей. Перевод планировалось осуществить в два этапа: c 1 января 1988 г. и с 1 января 1989 г. Это окончательно разрушало механизм формирования интегрированного финансового результата на уровне государства. Предприятия становились центрами формирования прибыли. Естественно, это негативно отразилось на планово-убыточных производствах, которым пришлось резко увеличить цены на отпускаемую продукцию.

По существу образовалась огромная масса предприятий, у которых не было собственников. Они уже по факту не были государственными, но и не были частными. Это позволяло директорам эффективно разворовывать доходы организаций путем откачки их через кооперативы-пиявки. Постепенно стал формироваться новый класс собственников, ориентированных на юридическую процедуру перевода производственных комплексов из государственной собственности в частную. Сформированный Косыгиным государственный капитализм, как змея, стал менять свою шкуру в пользу частного капитализма со всеми вытекающими негативными последствиями: инфляцией, безработицей, падением жизненного уровня основной массы населения, деградацией социальной сферы.

Увеличение самостоятельности предприятий потребовало изменение ценового механизма, реформа которого была заложена в постановлении ЦК КПСС №820 от 17 июля 1987 г. «Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма». Предлагалось установить следующие уровни цен и тарифов: централизованно устанавливаемые цены и тарифы, договорные цены и тарифы, самостоятельно устанавливаемые предприятиями цены и тарифы. Расширение экономической свободы предприятий в области ценообразования стимулировало возникновение инфляции, что было несвойственно для советской экономики. Некоторые предприятия стали получать сверхприбыли за счет высоких цен, паразитируя на потребностях общества.

Закон СССР N 8998-XI от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» предоставлял право гражданам объединяться и создавать кооперативы. «Кооператив является организацией граждан СССР, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, а также материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества» (Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР» - http://base.garant.ru/10103075/).

Закон стимулировал создание мелкотоварных производств на основе рыночных отношений. По существу монополия государства на организацию производств ликвидировалась в пользу частной инициативы. Первоначально законом о кооперации успешно воспользовались цеховики, которые легализовали свой бизнес. Однако впоследствии лишь единицы смогли стать крупными предпринимателями. Большинство разорилось, не выдержав конкуренции и экономических условий хозяйствования.

В 1989 г. было принято постановление Совмина СССР №294 «Об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР». Согласно этой новации коллектив государственного предприятия с согласия соответствующих органов мог взять имущество предприятия в аренду и в дальнейшем функционировать на полном хозяйственном расчете. Также развивалась так называемая внутрихозяйственная аренда, действующая внутри колхозов, совхозов и прочих организаций. Предполагалось выделение отдельных участков хозяйствования под арендные отношения. Внедрение подобной практики привело к появлению арендаторов, которые уже действовали на собственный риск, однако средства производства пока им не принадлежали.

27 ноября 1989 г. на союзном уровне был фактически признан выход прибалтийских стран из состава советского государства путем принятия закона СССР «Об экономической самостоятельности Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР». Этому предшествовали события по пересмотру законности вхождения указанных республик в состав СССР со ссылками на Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Согласно этому договору стороны обязались сдерживать нейтралитет по отношению друг к другу. Кроме того, страны не должны были участвовать в группе держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». Антисоветчики бьются в истерике: как СССР мог пойти на такое соглашение с Германией? При этом не обсуждается первопричина подписания этого договора: СССР до этого момента безуспешно пытался создать коалицию держав, направленную против нацистской Германии. Свою лепту внесла и Польша, которая не хотела подписывать дружественный договор, согласно которому СССР и иные страны в случае нападения на нее Германией выступили бы единым фронтом против агрессора.

Однако большую истерику вызывает якобы подписанный секретный протокол к договору о ненападении, который подразумевал разграничение сфер влияния между Германией и СССР. Так, к примеру, часть Польши, Прибалтика, Финляндия, Бессарабия относились к сфере влияния СССР. Алексей Кунгуров в книге "Секретные протоколы или кто подделал пакт Молотова-Риббентропа?" убедительно доказывает, что никаких секретных протоколов не было. Все это - фальсификация, предпринятая для отделения Прибалтики от СССР. Именно на эти документы ссылались вольнолюбивые прибалты, когда вдруг решили отсоединиться от Советского Союза. Якобы это документ, подтверждающий их оккупацию. Среди множества фактов Алексей Кунгуров приводит такой: на немецком варианте секретного протокола подпись Молотова выполнена латиницей! Это полный абсурд! Это тоже самое, если Путин вдруг захочет отдать Курилы японцам, и на их варианте договора распишется иероглифами. Приводится там и много других нестыковок. Кто хочет разобраться в этом вопросе, может просто прочесть данную книгу.

В декабре 1990 г. был принят закон СССР N 1829-1 «О банках и банковской деятельности», который предполагал создание коммерческих банков на базе акционерных обществ. По всей стране стали образовываться банки, заманивающие вклады населения под высокие проценты. Советские граждане плохо разбирались в основах рыночной экономики, и часто становились жертвами финансовых мошенников. Постепенно банки начали набирать силу, и стали появляться финансово-промышленные группы: смычки финансового и производственного капитала.
Новации перестройки касались не только внутренней политики СССР, но и шли далеко за её пределы, как это случилось с переводным рублем. В настоящий момент на международном рынке в качестве валюты платежа выступают доллар США или евро. Другие валюты имеют или региональное значение, или не участвуют в международном обмене. Для стран-эмитентов этих валют это приносит громадные эмиссионные доходы. Однако существенной проблемой для США, чья валюта главенствует во всем мире, стал огромный гипертрофированный финансовый сектор, который довлеет над всеми секторами экономики.

Однако это было не всегда так. В период с 1 января 1964 г. по 31 октября 1990 г. в рамках Стран Экономической Взаимопомощи (СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР, Монголия, Вьетнам, Албания, Куба) для международных расчетов функционировал переводной рубль. Его стоимость составляла 0,987412 грамм чистого золота. В физическом воплощении переводного рубля не было, и все расчеты проводились через Международный Банк Экономического Развития (МБЭС). Среди функций переводного рубля стоит выделить три основных: валюта цены контрактов, валюта платежа, кредитные деньги. При помощи переводного рубля страны СЭВ кредитовали друг друга под будущие поставки товаров. Наличие наднациональной валюты свидетельствовало о некотором равенстве участников СЭВ.
По инициативе М.Горбачева переводной рубль перестал функционировать в 1990 г. Вот так это вспоминает болгарский журналист Валерий Найденов: «Я помню последнюю историческую сессию СЭВ в 1990 году в Софии. Советскую делегацию возглавлял Николай Рыжков. Он спокойно заявил, что торговля за переводные рубли между странами СЭВ прекращается. Валютой должен служить доллар, а цена за любой товар должна быть не ниже мировой. Люди в зале были растеряны. Ошеломленная чешская делегация заявила: «Но в таком случае нам придется выйти из СЭВ?!» А Рыжков ответил: «Ну и выходите. Да, пожалуйста!» Словом, скатертью дорога! Через несколько лет после распада восточноевропейского блока Болгария лежала в руинах».

Переход торговли от переводного рубля к доллару привел к краху самой СЭВ и экономик стран, входящих в содружество. Для того чтобы получить доллары бывшим странам соцлагеря приходилось реализовывать продукцию в иные страны, использующие в расчетах доллары, способствуя тем самым разрыву экономических и политических отношений внутри СЭВ.
Перестройка не могла не сказаться на объемах производства продукции. Динамика представлена в таблице 4.2.

Таблица 4.2 - Динамика производства продукции в натуральном выражении

Наименование
1985 г.
1990 г.
Изменение
Средний темп роста, %

Уголь, млн.тн
395
395
0
0,0

Газ, млрд.м3
462
641
179
6,8

Нефть, млн.тн
542
516
-26
-1,0

Дизельное топливо, млн.тн
70,0
76,2
6,2
1,7

Трикотажные изделия, млн.шт
689
770
81
2,2

Пиломатериалы, млн.м3
79,6
77,3
-2,3
-0,6

Полиэтилен, тыс.тн
745
767
22
0,6

Шины, млн.шт
45,7
47,7
2
0,9

Цемент, млн.тн
79,1
83,0
3,9
1,0

Сталь, млн.тн
88,7
89,6
0,9
0,2

Тракторы, тыс.шт
261
214
-47
-3,9

Металлорежущие станки, тыс.шт
97,9
74,2
-23,7
-5,4

Экскаваторы, тыс.шт
26,9
23,1
-3,8
-3,0

Бульдозеры, тыс.шт
13,8
14,1
0,3
0,4

Легковые автомобили, тыс.шт
1165
1103
-62
-1,1

Грузовые автомобили, тыс.шт
688
665
-23
-0,7

Производство электроэнергии, млрд.Квт-час
962,0
1082
120
2,4

Персональные ЭВМ, тыс.шт
8,8
313
304,2
104,3

Молоко, млн.тн
50,2
55,7
5,5
2,1

Скот у убойном весе, млн.тн
8,5
10,1
1,6
3,5

Согласно данным таблицы в течение 1985-1990 гг. произошло значительное снижение производства металлорежущих станков, тракторов, экскаваторов, легковых автомобилей. Все прочие производства уменьшились незначительно, или даже увеличили выпуск продукции. Так производство молока в среднем ежегодно увеличивалось на 2,1%, мяса - на 3,5%, электроэнергии - на 2,4%.
Подобная тенденция показывает, что возникший дефицит на многие товары вызван в первую очередь превышением денежной массы над суммой потребительских товаров, величина которых практически не изменилась. Иными словами дефицит возник в результате нарушений в работе двухконтурной системы, когда рост денежной массы среди населения не покрывался соответственным увеличением потребительских товаров. В рыночной экономике это приводит к росту цен, а в директивной - к появлению дефицита. Для решения этой проблемы необходимо было ликвидировать эту основную проблему, однако Горбачев и его команда дезорганизовала экономические отношения, что впоследствии привело к краху СССР.

О результатах своего правления Горбачев ярко пишет в своих мемуарах, вспоминая письма, которые он читал в декабре 1991 г.: «Были и обвинения в развале страны, экономической разрухе. Писали об отсутствии на местах неделями хлеба, молока, других продуктов питания, о многочасовых очередях в магазинах, о плохой подготовке к зиме, перебоях в снабжении электроэнергией, топливом, теплом, о холоде в квартирах. Кричащие просьбы о необходимых лекарствах, жалобы на их нехватку. Писали о необходимости срочно обратить внимание на статус войск в бывших союзных республиках, на проблему социальной защиты военнослужащих» (Горбачев М.С. После Кремля. М.: Издательство «Весь мир». 2014 г. С.30)

Продолжение ЗДЕСЬ.

Скачать книгу можно ЗДЕСЬ, читать онлайн ЗДЕСЬ

Бесплатно книгу в формате ПДФ можно скачать ЗДЕСЬ



Новая индустриализация России, перестройка

Previous post Next post
Up