Клавесин

Apr 02, 2014 18:24




Когда впервые появился рояль (фортепьяно), Вольтер, привыкший к нежным звукам клавесина, сказал:
ЭТО ГНУСНОЕ ПОРОЖДЕНИЕ КАСТРЮЛЬЩИКА!

Und das mit Recht!

ОН БЫЛ ПРАВ!!!

А у тогдашних клавесинов струны были еще жильными!
А не металлическими (как теперь)!

---------------

«Белые» клавиши окрашены в черный цвет, а «черные» - в белый.
(Всё наоборот.)
Для того, чтобы белоснежная ручка аристократки красивее выглядела на черном фоне.
Эта традиция была перенесена также и на орган, и у большинства органов клавиши окрашены так же.
Такое объяснение не является достоверным на 100 процентов (орган старше клавесина, и у органов клавиши окрашивались так испокон веку, а на органах принцессы и герцогини не играли); но оно - красиво, и мы, профессионалы, принимаем его - и с улыбкой всем о нём рассказываем.

ЭТО У ФОРТЕПЬЯНО - ВСЁ НАОБОРОТ!!!

А тут - всё правильно!

---------------

Я тут начал с шуточек.
Правда, шуточек исторических. (Но всё равно - шуточек.)
А если говорить серьезно... Совсем серьезно...

Клавесин - это как бы маленький струнный орган.
(Довольно редкий случай, когда «как бы» - не слово-сорняк. А сказано по делу. Ядрена вошь...)
Исполнительские приемы (артикуляция, агогика, всё то, что делает музыкант для достижения правильной и наиболее выразительной фразировки, и т. д.) на органе и клавесине абсолютно идентичны, тождественны.
Среди профанов весьма распространено заблуждение, будто бы органист и клавесинист - это разные специальности.
Чушь! Это совершенно одна и та же специализация.
Здесь важно оговориться. Конечно же, могут быть, и бывают (и таких примеров много) клавесинисты, которые ограничили свою деятельность только клавесином, а органа даже и не нюхали. Например, Ванда Ландовская не играла на органе.
Но это совершенно не меняет сути того, о чём я говорю.
Давайте уж уточним: здесь есть всё же некая иерархия.
Если клавесинисту, впервые подошедшему к органу, есть что узнать, с чем познакомиться, что освоить, то органисту, севшему за клавесин, - никогда!
Каждый органист (настоящий, разумеется) - автоматически также и клавесинист.
Уметь играть на органе, но не уметь играть на клавесине - в точности то же самое, что уметь играть на рояле, но не уметь играть на пианино.

Весьма тягостно и особенно удручает (и, конечно же, это ненормально), что изложенное неизвестно не только обывателям, но даже очень многим профессиональным музыкантам.
Это совершенно очевидный пробел в системе нашего музыкального образования. Педагогический промах.

Однако существует еще одно, куда более вопиющее и отвратительное недоразумение. И, к сожалению, не менее распространенное.
Трудно назвать картину более несостоятельную и убогую, чем ПИАНИСТ ЗА КЛАВЕСИНОМ.
Если между исполнительскими приемами на органе и клавесине разницы нет, то между органом и клавесином с одной стороны - и фортепьяно с другой - в этом смысле пропасть.
Здесь вводит в заблуждение и соблазняет (лучшего слова не найти!) то, что ноты на клавиатуре у клавесина расположены так же, как у фортепьяно, одинаково.
Но то, ЧТО и КАК на этой самой клавиатуре надобно ДЕЛАТЬ, - на фортепьяно и на клавесине вещи не просто разные, но даже во многом противоположные.
С таким же успехом (ЗДЕСЬ НЕТ АБСОЛЮТНО НИ МАЛЕЙШЕГО ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ!) пианист мог бы взять, например, кларнет - и пытаться в него дудеть.
Скажу больше: в определенном смысле (именно вполне определенном - в том самом, о котором идет речь) клавесин и скрипка ближе друг к другу, чем клавесин и фортепьяно.
Однажды, когда я сказал об этом (еще в молодости), меня обвинили в юношеском максимализме - что меня, дескать, занесло в полемическом задоре.
Отнюдь нет! Это следует понимать в прямом смысле, буквально.
Принципы, по которым скрипач осуществляет смену смычка - Abstrich und Aufstrich, - и штрихи, применяемые на клавесине для достижения правильной, естественной фразировки, соответствующие природе этого инструмента (вспомните эти «странные», так называемые «оркестровые» лиги в старинной музыке, никогда не пересекающие тактовую черту), - ОДНИ И ТЕ ЖЕ.
А если рассказать об этом во всех подробностях - то понадобится не маленькая заметка, а книга.
И вот, многие господа пианисты - особенно когда им предстоит исполнить какое-то старинное произведение, тем более сочиненное в оригинале для клавесина, ничтоже сумняшеся, норовят сесть за клавесин!
Например, в ансамбле со скрипачом: «А давайте-ка лучше сыграем это с клавесином! Будет гораздо интереснее!»... (Типичная дегенеративная, идиотская фраза...)
И не понимают простую штуку. На фортепьяно они учились 7 лет в музыкальной школе, плюс 4 года в училище, плюс 5 лет в консерватории, а то и еще 2 года в аспирантуре. Итого - 16 (а то и 18) лет! А ведь для того, чтобы научиться играть на клавесине и приобрести соответствующие навыки на достойном уровне, надобно учиться столько же - только совсем по-другому и другим вещам.
И, не имея даже ни малейшего намека на тот багаж, которым следует для этого обладать, садятся за клавесин и перебирают пальцами по клавишам...
И ДАЖЕ НА СЦЕНУ С ЭТИМ ВЫЛЕЗАЮТ!!!
Картина в высшей степени гнусная и постыдная. Причем в первую очередь - музыкальная картина. Звуковая. Sozusagen - Tonbild.

Нет, господа пианисты. Нельзя.
Нельзя - со свиным рылом в калашный ряд.

cembalo, история, клавесин, инструменты, clavecin, инструмент, музыка

Previous post Next post
Up