В первой пьесе цикла П. И. Чайковского Opus 37 bis «Времена года» - «Январь. У камелька» - музыка такта 17 повторяется дважды, и такт 18 - точное повторение такта 17. То есть - дважды повторяется одна и та же музыкальная фраза.
И вот, после смерти П. И. Чайковского какой-то негодяй и мерзавец прямо в рукописи П. И. Чайковского (прямо в оригинале, в подлиннике!) зачеркнул карандашом 18-й такт! Он, видите ли, вообразил, что П. И. Чайковский ошибся, нечаянно повторил один и тот же такт! В то время как на самом деле в этом (драгоценном!) повторе заключен большой смысл, совсем по-другому выстраивается форма, и всё становится на свои места!
Это всё равно, что в стихотворении, например, А. С. Пушкина выкинуть какую-нибудь строчку (решив, что она «лишняя») - и всё стихотворение сразу летит кувырком!
По милости этого негодяя и преступника (знать бы, кто такой!) из-за того, что такт 18 он зачеркнул, такт 19 превратился в такт 18 - и во всей пьесе оказалось на один такт меньше, и именно в таком куцем, кастрированном виде эта пьеса издавалась и переиздавалась сотни и тысячи раз.
За исключением, во-первых, прижизненного издания (текст которого проверял сам П. И. Чайковский) и во-вторых - издания под редакцией Э. Бабасяна (издательство «Музыка», Москва, 1995 г.).
Поскольку прижизненное издание представляет собой огромную библиографическую редкость и практически недоступно, а на издание Э. Бабасяна никто не обратил внимания (ПОТОМУ ЧТО ВЕДЬ У ВСЕХ МУЗЫКАНТОВ, РАЗУМЕЕТСЯ, И ТАК УЖЕ БЫЛИ ЭТИ НОТЫ), сведения, которые я здесь изложил, остались известны лишь узкому кругу лиц - профессионалов, специалистов-текстологов, - которых можно по пальцам пересчитать.
Тем временем, эта музыка постоянно исполнялась на концертах и записывалась на пластинки, в том числе великими пианистами, - и во всех записях без этого такта! Нет ни одного исполнения, ни одной записи без этой, прямо скажем, страшной ошибки!
(Более того, если сейчас исполнить эту пьесу в непокалеченном виде, то любой музыкант - разумеется, знающий эту музыку наизусть - подумает, что исполнитель нечаянно повторил один и тот же такт дважды. Пока ему не объяснишь, что к чему.)
Профессор В. К. Мержанов узнал обо всём этом от меня. И ахнул, разумеется. Но, к сожалению, его запись «Времен года», великолепная, гениальная, уже вышла давно, много лет назад - без этого такта.
http://sergedid.livejournal.com/75792.html