Гитлер был самоучкой и никогда не пытался это скрыть. Самодовольное тщеславие интеллектуалов, их блестящие идеи, красиво упакованные, словно батарейки для фонаря, время от времени раздражали его. Собственные знания он приобрел путем выборочного и упорного учения, и знал гораздо больше, чем тысячи украшенных дипломами академиков.
Не думаю, что кто-либо читал столько, сколько он. Обычно он прочитывал одну книгу в день, всегда начиная с заключения и оглавления, чтобы оценить для себя важность книги. Гитлер умел извлекать суть каждой книги и затем хранить ее в своем компьютерном уме. Я слышал, как он обсуждал сложные научные книги с безупречной точностью даже в разгар войны.
Пытливость его ума была безгранична. Он был прекрасно знаком с работами абсолютно разных авторов, и ничто не было слишком сложным для его понимания. Он прекрасно знал и понимал учения Будды, Конфуция и Иисуса Христа, так же как Лютера, Кальвина и Савонаролы; литературных гигантов вроде Данте, Шиллера, Шекспира и Гете; аналитиков, таких, как Ренан и Гобино, Чемберлен и Сорель.
Гитлер изучил философию, читая Аристотеля и Платона. Мог цитировать наизусть отрывки из Шопенгауэра, и в течение долгого времени носил с собой карманное издание этого философа. Ницше же научил его многому относительно силы воли.
Его жажда к знаниям была неутолима. Он потратил сотни часов, изучая работы Тацита и Моммзена, военных стратегов вроде Клаузевица, и создателей империй, таких, как Бисмарк. Ничто не ускользнуло от него: мiровая история или история цивилизаций, изучение Библии и Талмуда, философия томизма и все шедевры Гомера, Софокла, Горация, Овидия, Тита Ливия и Цицерона. Он знал труды Юлиана Отступника, словно был его современником.
Его знания также простирались и на механику. Он хорошо представлял себе, как работают механизмы; разбирался в баллистике различных видов оружия; и приводил в изумление лучших врачей знанием медицины и биологии.
Универсальность познаний Гитлера может удивлять или вызывать недовольство у не знающих об этом, но, тем не менее, это - исторический факт: Гитлер был одним из наиболее просвещенных людей двадцатого столетия. Во много раз более просвещенным, чем интеллектуальная посредственность Черчиль; или чем Пьер Лаваль, с его поверхностным знанием истории; Рузвельт; или Эйзенхауэр, никогда не продвинувшийся дальше детективных романов и комиксов.
Léon Degrelle & Adolf Hitler