Apr 18, 2021 01:30
Произошло у меня несогласие с М. В. Назаровым по поводу термина, который он употребил в своей статье, - «дранг нах остен». Я ему послал статью В. Бетца «А был ли дранг нах остен?» и переведенную мной брошюру барона фон Зейдлица. Надо разбираться в исторических деталях, как говорят - der Teufel steckt im Detail. Иначе и в будущем будут разделять наши народы подобные этому вредные и лживые клише.
Отношения между нами, русскими и немцами, должны быть равными и открытыми: совместными усилиями ищем правду, если с ней согласны, то признаем, если не согласны, то опровергаем, дискутируем. По поводу термина «дранг нах остен» мы провели свое расследование и публиковали его в нашем журнале. Предлагаю вам прочитать эту статью, она подписана фамилией автора Владимира Бетца, но и я приложил к ней руку. А еще я прикрепляю переведенную мной брошюру о взаимоотношениях немцев и поляков на протяжении веков. Я думаю, что она будет интересной для чтения и русскому человеку.
Генрих Дауб.
А был ли «дранг нах остен»?
Не знаю, может ли хоть какое общество существовать без устоявшегося и исторически накопленного набора клише и стереотипов, но убежден, что на планете пока нет ни одного такого общества. Стереотипы передаются из поколения в поколение и зачастую живут своей самостоятельной жизнью многие века, и они есть не что иное, как экономия усилий при формировании личной картины мiра в системе определения «свой - чужой», в системе, в которой всё упорядочено и четко определено. Есть целое направление науки о том, как клише и стереотипы формируются и как долго живут.
Немалое значение в общественном сознании имеют и исторические стереотипы. Так, в советском, а затем и в российском общественном сознании устойчив стереотип, или миф, о том, что Екатерина II продала Аляску США. Трудно сказать, откуда появился этот миф, и, хотя он не соответствует действительности, в общественном сознании этот миф продолжает не только существовать, но даже и укрепляться, независимо от того, какое мнение на этот счет имеет историческая наука. Никто ведь в России не возмущается, когда группа «Любэ» в одной из своих песен темпераментно упрекает ни в чём не повинную царицу: «Эх, Екатерина, ты была не права» и требует у американского соседа: «Отдавай-ка землицу Алясочку, отдавай-ка родимую взад». Кроме того, что эти утверждения исторически неверны, выражена в этой песне какая-то сторона национальной российской ментальности: дескать, зря цари отдали американцам Аляску со всеми ее природными богатствами и запасами, сегодня это тоже наше было бы. Сквозит в этом какое-то исконное желание расплескиваться, как дрожжевому тесту, по всё большей территории и непонимание того, что это не дает никакому народу автоматически прибавления блага и счастья.
Сформировавшийся стереотип относительно Аляски стихиен, и уже невозможно совершенно точно просчитать, откуда он к нам явился. Однако, кроме стихийных стереотипов, в обществе есть и исторические стереотипы, привнесённые в него извне, созданные искусственно, специально, преднамеренно. Одним из таких стереотипов в российском обществе является убежденность в том, что немцы извечно стремились на восток, угрожали вообще всем славянам и русским в частности, что существовал так называемый «дранг нах остен» (Drang nach Osten) - натиск немцев на восток. Согласно этому стереотипу, злобная и агрессивная немчура невзлюбила Русь с самого изначального ее возникновения и всеми возможными и невозможными силами пыталась ее извести, прибрать ее землицу и истребить единственно верное православие. Несмотря на то, что этот слишком явный пропагандистский миф не признаётся честными и объективными историками, тем не менее, он и сегодня продолжает гулять по учебникам истории как «исторический факт» и даже оглашается как таковой с некоторых университетских кафедр.
Российский филиал «свободной» электронной энциклопедии Википедия сообщает об этом следующее: «Сам лозунг „Дранг нах остен“ появился в немецкой истории рано, а именно в VIII - XIII веках, когда германцы вели острую территориальную борьбу с западнославянскими народами, особенно в бассейне реки Лабы и прибрежных регионах Балтийского моря от Шлезвига до Прибалтики, где они так же остро конкурировали с местными балтийскими и финно-угорскими племенами (предками литовцев, латышей, эстонцев). По различным данным, авторами концепции экспансии на восток явились Карл Великий или император Священной Римской империи Фридрих I Барбароса. Для борьбы с этими восточными народами были организованы и немецкие крестовые походы, имеющие переменный успех. В целом в эпоху развитого Средневековья немецкие княжества одержали верх в прибалтийском регионе, вытеснив в 13 веке русских купцов из Латвии. Немцами были ассимилированы, в том числе насильственно, многие коренные славянские и балтийские племена, в частности, пруссы. Подобная же политика проводилась в восточном направлении и в более южных регионах Европы Австрийской Империей, а затем Австро-Венгрией, где немцы находились в положении доминирующего меньшинства, хотя в континентальных районах политика онемечивания имела несравненно меньший успех и немецкие колонисты смогли закрепиться лишь за крепостными стенами городов, окруженных местными этническими просторами».
Надо учитывать, что Википедия считается «свободной энциклопедией» потому, что в ней может оставлять свои статьи и комментарии каждый, кто считает себя компетентным в затрагиваемой теме. Разумеется, при такой «свободе» эта энциклопедия обречена на ошибки, как это и произошло в случае с пресловутым «натиском на восток». Однако эта энциклопедия остается наиболее массовой, наиболее употребляемой, а статья в ней - и сегодня всё с тем же содержанием и продолжает укоренять в сознании российских граждан изначально неверный, в свое время искусственно созданный стереотип.
Дело в том, что очень долгое время российская общественность о «дранг нах остен» вообще ничего не знала. А придуман этот термин был поляками, боровшимися с царизмом в 19 веке. Автором этой концепции был публицист и поэт Юлиан Клачко. Клачко родился в 1826 году в Вильне в семье состоятельного еврейского торговца текстилем Цви Хирша Клачко - человека в городе очень известного и влиятельного. Бизнес отца Юлиана Клачко был связан с Германией и, кроме того, он фактически был главой тамошней еврейской общины. Сам Юлиан Клачко в 1843 - 1847 годах учился в университете Кенигсберга, а с 1847 года - в Гейдельберге. Писать Юлиан начал рано, первые стихи датируются 1842 - 1843 годами.
В то время Польша была разделена между тремя империями - Россией, Пруссией и Австро-Венгрией. Причем большая часть собственно Польши оказалась в руках Российской Империи, земли западной Польши - великое княжество Познаньское - в 1815 году по решению Венского конгресса вошли в состав королевства Пруссия. Изначально здесь, как и в русской части, вводилась достаточно широкая автономия, сохранялся польский язык и местная культура. Однако позже эта автономия подверглась значительным ограничениям.
Ситуация изменилась с волной европейских революций 1848 года. В Пруссии в конце марта 1848 года было сформировано новое либеральное правительство, во Франкфурте-на-Майне собрался общегерманский парламент, который разработал конституцию будущей империи и торжественно попросил Фридриха-Вильгельма IV принять корону Германской империи. Таким образом, прежний Германский Союз, в котором был соблюден баланс сил между Пруссией и Австрией, упразднялся, а объединение Германии оказывалось в руках Берлина. Революции 1848 - 49 годов разбудили и поляков, в Познани был создан Народный комитет и началось формирование отрядов боевиков. Члены Народного комитета начали распространять листовки и прокламации, в которых требовали для Познани широкой автономии, а также призывали Пруссию разорвать союз с «дикой, варварской империей русских». Одним из деятелей этого комитета и был Юлиан Клачко. В мае 1848 года он опубликовал небольшой памфлет, в котором изложил свой вариант идеальных польско-германских отношений: Познань получает независимость от Пруссии и становится союзником Берлина. А далее обе страны совместно с Австрией выступают против России, которая должна вернуть новообразованной Польше захваченные у Речи Посполитой земли. Вот собственно это и есть изначальная суть родившейся в Польше идеи «дранг нах остен».
В самом памфлете Клачко никаких серьезных упреков по адресу немцев не содержалось: автор не обвинял немцев в «поисках жизненного пространства на востоке», в ассимиляции балтов, пруссов и славян, крестовых походах и прочих ужасах. После поражения революций 1848 - 1849 годов Клачко эмигрировал в Париж, где занимался литературной деятельностью, а умер он в 1906 году в польском городе Кракове, входившем тогда в состав Австро-Венгрии.
Придуманный Клачко термин понравился польским писателям-романтикам, создававшим в XIX веке беллетризованный вариант национальной истории. В 1861 году его использовал польский романтический историк Кароль Шайноха в своем историко-мифологизированном труде «Ягвида и Ягелло». А вот в ноябре 1865 года термин «дранг нах остен» наконец добрался и до России, где впервые был упомянут на страницах газеты «Московские ведомости». После этого про «дранг нах остен» на долгое время все забыли и только перед Первой мiровой войной, когда пропагандистская машина Российской Империи начала работать на полную катушку в режиме военной антигерманской пропаганды, этот слоган снова выскочил на поверхность. Ну и уж тем более ко двору пришелся он сталинским соколам пропаганды, особенно после начала Второй мiровой войны.
Если же говорить о том, что происходило на протяжении долгих веков германской истории, то никакого упорного и коварно задуманного «натиска на восток» не было. Да и не могло быть, даже если бы немцы на самом деле хотели его осуществить. Никто не съел и не извел каким-то другим образом завоеванные славянские племена. Завоеванные еще в XII веке примитивные и малочисленные племена полабских и поморских славян были ассимилированы лишь к первой половине XVIII века, а народ лужицких сорбов (верхних и нижних лужичан) существует до сих пор. Несколько сложнее была ситуация с пруссами, их ассимиляция закончилась только к концу XIX века, причем только меньшая их часть была ассимилирована немцами, а большая часть попала в Речь Посполитую и была ассимилирована литовцами и поляками.
Не было никакого немецкого вторжения и в собственно русские земли. Не было как такового многократно раздутого сталинской и последующей бездумно повторявшей советской и российской пропагандой «исторически поворотного сражения на Чудском озере», якобы положившего конец восточному наступлению рыцарского ордена, было крошечное приграничное столкновение новгородской дружины с парой десятков рыцарей Дерптского епископа, причем произошло оно на территории, принадлежавшей тогда Немецкому Ордену. Да и вообще, по утверждениям историка Александра Нестеренко (А. Нестеренко. «Александр Невский. Кто победил в ледовом побоище»), никакой единой политики по «натиску» на Русь немцы в Прибалтике не могли вести при всем желании. Ибо немцы в Прибалтике в XII - XIII веках не были чем-то единым, это была так называемая «Ливонская конфедерация» с весьма ограниченными ресурсами, состоявшая чересполосно из владений Тевтонского ордена, которые практически не граничили с русскими землями, независимых от него архиепископов, а также городов Рига, Венден, Дерпт, многие из которых потом вошли в состав торгового союза Ганза, и вассалов датского короля в северной Эстонии. Все участники этой конфедерации сами постоянно враждовали между собой, а часто и просто воевали. Единственное крупное сражение между русскими и немцами произошло в 1268 году под Раковором, где войска псковского князя Довмонта немцев разбили.
Обвинение немцев в извечном стремлении на восток со стороны российских историков и пропагандистов-патриотов Российской Империи выглядят сегодня особенно лицемерно. Если мы сравним территориальные приобретения России и Германии за последние 500 лет до Первой мiровой войны, то окажется, что русские увеличили свои территории более чем в 30 раз, в том числе и за счет немцев, то есть присоединив земли, населенные немцами, а немцы же свои не расширили вообще, а наоборот, потеряли.
Зададимся, к примеру, вопросом, как немцы оказались в Российской Империи? А вот как: при Петре I в 1710 году были завоеваны населенные большим количеством немцев Лифляндия и Эстляндия, при Екатерине II в 1795 году - Курляндия, при Александре II в 1815 году по результатам Венского конгресса к России была присоединена часть Польши с большим количеством немецкого населения, которое жило здесь, как и немецкое население в Прибалтике, уже с раннего средневековья. То есть эти немцы попали в Россию в результате ее завоевательных войн, а не в результате некоего мифического «дранг нах остен». Другая большая часть немцев в Российской Империи в 19 веке - это были немцы-колонисты, то есть жители поселений. Они, так же как и немцы-ремесленники в городах, были приглашены в Россию ее монархами, а не появились в ней в результате какого-то «натиска».
Дальнейшее расширение России за счет немецких земель произошло в 1945 году присоединением к СССР части Восточной Пруссии (сегодняшняя Россия). Справедливости ради надо сказать, что немецкими землями поживились также и поляки, чехи, литовцы, на юге - итальянцы, на западе - французы. Такой вот на самом деле был «дранг» со стороны немцев.
Обвиняя немцев, российские имперские патриоты стремятся затушевать хищнические устремления собственно Российской Империи, ибо, если и говорить о чьей-то агрессивной политике, то действительно впечатляющий натиск на восток состоялся вовсе не со стороны немцев, а со стороны самой России. А если говорить еще точнее, это был натиск во все четыре стороны света - на Восток, на Запад, на Юг и на Север. Россия захватила и закабалила Финляндию, Польшу, Причерноморские земли, Кавказ, Среднюю Азию, Сибирь и Дальний Восток. Даже имела желание оттяпать северную часть Китая и до октябрьской революции 1917 года успела там закрепиться настолько, что построила свои города, железную дорогу... Захватила она даже Аляску и часть земель в Калифорнии, но была вынуждена их уступить (Александр II продал Аляску Соединенным Штатам, о чем 30 марта 1867 года в Вашингтоне был заключен договор. Территория площадью 1 миллион 519 тысяч км² была продана за 7,2 миллиона долларов золотом, то есть по 4,74 доллара за кв. км.), ибо правительство Александра II понимало, что у России не хватит сил удерживать и осваивать эту огромную территорию на американском континенте. И произошло это, между прочим, 71 год спустя после смерти царицы Екатерины II. Так что «взад» уже ничего не надо требовать. Поздно, ибо, как известно, «что с возу упало, то пропало».
Мы уже отметили, что стереотипы и клише, в том числе и исторические, существуют в каждом обществе. Такие, как наивная и смешная история про русского мастера Левшу, который якобы посрамил английских мастеров, подковав их стальную блоху - тонкий пружинный механизм, заводившийся маленьким ключиком, - чем на самом деле просто испортил этот механизм, про то, что чуть ли не все великие изобретения науки и техники были совершены в России («Россия - родина слонов»), достаточно безобидны, как говорится, «чем бы дитя ни тешилось...», но если этим надо укреплять патриотические чувства - ради Бога. Но такие, как лживое клише о том, что немцы веками осуществляли агрессивную политику «дранг нах остен» с целью истребить или поработить славянские народы, очень опасны, ибо мешают россиянам формировать нормальные отношения со своим великим соседом и потенциальным геостратегическим союзником. А это, в свою очередь, ослабляет не только русских и немцев, но и всю европейскую цивилизацию. Надо решительнее и безпощаднее такие клише опровергать и искоренять из нашей жизни.
Вальдемар Бетц
Генрих Дауб,
deutschland,
цитата,
друг,
Германия,
цитаты,
друзья,
heinrich daub