Jul 03, 2020 17:42
Орган - это клавир.
И при игре на органе следует заботиться о ясном изложении клавирной фактуры.
Регистровка - не есть часть исполнительского искусства. Она есть часть технического оснащения инструмента. Нарочито-грубо говоря, она - то же, что открыть крышку, включить мотор...
Регистровка делается перед началом игры - и во время игры уже не меняется до конца произведения, либо его части (не в смысле Teil, а в смысле Satz - в многочастных формах) - за редкими исключениями.
Регистровка должна быть грамотной. (Например, нельзя смешивать - употреблять вместе - принципальные и флейтовые регистры одной футовости, это грязь. И многое, многое другое.)
Но регистровка ни в коем случае не должна напоминать детскую книжку «раскрась сам» и служить для развлечения публики (и, тем более, самого органиста).
Система выстраивает, а не губит. То есть - делает музыку стройной.
А губит - хаотическое брожение неорганизованной протоплазмы.
------------
Фантазия и фуга c-Moll BWV 562.
И фантазию, и фугу следует играть цельно, от начала до конца на одном мануале (и это, конечно, Hauptwerk), без какой либо смены мануалов и без каких бы то ни было регистровых перемен. Единственное, что можно себе позволить, - это небольшое (минимальное, никаких контрастов!) отличие регистровки фуги от регистровки фантазии. Да и то не обязательно - вполне возможен и хорош вариант исполнения вообще всего этого двухчастного произведения целиком в одной регистровке от начала до конца без мануальных и регистровых смен.
------------
В сборнике Orgelbüchlein И. С. Бах собственноручно точно указал, какие хоральные прелюдии следует играть на двух мануалах и какие - на одном.
В части номеров имеется подзаголовок à 2 Clav. e Pedale, в остальных случаях он отсутствует.
Там, где он есть, cantus firmus следует играть на отдельной клавиатуре.
ОТСУТСТВИЕ этой ремарки есть не что иное, как КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ЗАПРЕТ автора использовать более чем одну клавиатуру.
Даже неловко всё это писать, потому что это - не как таблица умножения, а еще более элементарные ученические сведения, без которых к Orgelbüchlein и близко подходить нельзя.
Любые, какие бы то ни было поползновения ослушаться И. С. Баха и пытаться что-нибудь «улучшить», «усовершенствовать», «разнообразить», «обогатить» и т. п. - от лукавого.
Музыка - это язык. И, как во всяком языке, стилистические и грамматические ошибки - отвратительны и постыдны.
И. С. Бах,
j. s. bach,
Иоганн Себастьян Бах,
orgel,
s. d.,
organ,
Бах,
orgue,
я,
johann sebastian bach,
bach,
музыка,
орган,
orgelkunde