ШЕСТЬ ТРИО-СОНАТ И. С. БАХА

Apr 12, 2020 18:24



Созданию шести органных трио-сонат BWV 525 - 530 изначально способствовало, по-видимому, знакомство И. С. Баха (в период его жизни в Веймаре и Кётене) с концертными формами А. Вивальди и Б. Марчелло. В этом жанре (который характеризуется, как правило, трехчастным построением, где медленную среднюю часть обрамляют две быстрые) И. С. Бах достиг поистине непревзойденного мастерства.
По мнению некоторых исследователей, трио-сонаты были первоначально задуманы не для органа, а для клавесина с педальной клавиатурой (такие инструменты были довольно распространены в то время и использовались органистами для домашних упражнений; то же говорят и о Пассакалии до минор BWV 582, и о некоторых других органных произведениях Баха).
По свидетельству И. Н. Форкеля (1749 - 1818), автора первой (1802) биографии композитора, «Бах сочинил их для своего старшего сына Вильгельма Фридемана, который с их помощью должен был сделаться великим органистом, каковым он впоследствии и стал».
А. Швейцер (1875 - 1965) в своей книге об И. С. Бахе написал о трио-сонатах: «Для того, кто их основательно выучит, едва ли найдется как в старой, так и в новой органной литературе еще какая-то трудность...». Г. Келлер (1885 - 1967) вслед за ним восклицает: «Воистину они для органиста то же самое, что этюды Шопена для пианиста!»
Возникновение автографа (он известен под шифром Mus. ms. Bach P 271) относят к 1727 - 1730 г. (Г. фон Дадельсен, 1958). Однако считается, что работа над этими сочинениями была начата раньше (W. Emery, 1957; P. Williams, 1980). Г. Келлер отмечал, что первые наброски появились еще в кётенские годы (1718 - 1723). Д. Килиан полагает, что Бах начал сочинение трио-сонат в Веймаре, 1708 - 1717.



BWV 525, I

За исключением первой части первой сонаты (BWV 525, 1), во всех сонатах для каждой части И. С. Бах написал темповое указание (случай весьма редкий в его органных произведениях - и потому особенно ценный).
Известно, что во времена И. С. Баха только два слова означали темп - как степень скорости: это presto («быстро») и lento («медленно»). Все остальные слова указывали характер произведения, а не темп (например, allegro значит «весело» по настроению, а совсем не «скоро», largo - «широко» и т. д.). Поэтому, строго говоря, только в единственном случае - во второй части последней, шестой сонаты (BWV 530, 2) баховское указание - Lento - может быть названо темповым. Не следует, однако, забывать и о том, что характер и темп, разумеется, между собою неразрывно связаны.
Интересно, что в различных трехчастных циклах подобного рода И. С. Бах употреблял указание Andante как для быстрых, так и для медленных частей. Иначе говоря, если условно обозначить такой цикл схемой «Allegro - Adagio - Allegro» (скорее в современном понимании этих терминов, нежели в старинном), то Andante может выступать как в роли Adagio, так и в роли Allegro. (Г. Ф. Гендель в первой - быстрой - части своего органного концерта си-бемоль мажор, op. 4, № 6, указал Andante allegro, имея в виду именно это самое.) Прекрасный пример - первая (быстрая) часть Сонаты си минор BWV 1030 для клавесина и флейты, где И. С. Бахом указано Andante (в роли Allegro). Яркой иллюстрацией, подтверждающей сказанное, служат указания Andante для первой (быстрой) части третьей сонаты (BWV 527, 1) и второй (медленной) части четвертой сонаты (BWV 528, 2). Эти примеры следуют буквально один за другим, что делает их особенно наглядными. Если на практике во втором из этих случаев проблем обычно не возникает, то в первом, к сожалению, привычное представление, что «andante - это медленный темп», весьма часто вводит современных музыкантов в заблуждение, в немалой степени усугублённое отсутствием изложенных здесь сведений.
Всегда понимал и ощущал, что И. С. Бах не случайно ничего не написал в начале I части 1-й сонаты (BWV 525, 1) - и что он правильно сделал, что ничего не написал. Не говоря уж о том, что жалкое, убогое и рабское «(Allegro moderato)» в скобочках, которое добавляют некоторые редакторы (а вернее, редакторá), отвращает.
См.: https://sergedid.livejournal.com/295883.html
Шесть органных сонат - это самая истинная, чистая полифония. Это идеальное трехголосие. Все голоса равноправны, и при регистровке необходимо следить за их равновесием. Первостепенная художественная задача здесь - реализуемая в звучании ясность построения.

С. ДИДЕНКО

© С. В. Диденко, 2001 г.

Все шесть сонат под моей редакцией опубликованы в издательство ТОРОПОВЪ (Москва).

========

https://www.youtube.com/watch?v=FGsUUzhl9HA
http://sergedid.livejournal.com/298114.html

https://www.youtube.com/watch?v=OLSL7WDktEI
http://sergedid.livejournal.com/323528.html

 Иоганн Себастьян Бах,  organisten, Тороповъ,  orgue,  И. С. Бах,  Toropov, барокко,  organ,  Германия,  А. В. Тороаов, орган, bach,  s. d.,  музыка,  deutschland, органисты,  orgelkunde, Бах,  barock,  j. s. bach,  ноты,  orgel, я, Торопов,  johann sebastian bach

Previous post Next post
Up