Feb 14, 2019 02:02
Орган (лат. organum, нем. Orgel, англ. organ, франц. orgue, итал. organo, от греч. őργανον - орудие, инструмент) - клавишный духовой музыкальный инструмент. Состоит из труб (металлич. и деревянных) разных размеров, воздухонагнетательного механизма (мехов и воздухопроводов) и одной или нескольких клавиатур. Наряду с клавиатурами для рук - мануалами - у О. обычно имеется клавиатура для ног - педаль. (Изредка встречаются О. с двумя педальными клавиатурами.) Мануалы имеют порядковые номера - снизу вверх, 1-й мануал - всегда нижний; кроме того, они подчинены друг другу: у каждого О. есть главный мануал (нем. Hauptwerk, франц. Grand Оrgue, англ. Great Organ) и может быть один или несколько побочных (нем. Seitenmanual), причем главный - не всегда 1-й (нижний). Наиболее распространенные названия побочных мануалов: Oberwerk, Rückpositiv, Brustwerk (нем.), Positif, Récit (франц.), Swell (англ.) и др. Механизм копуляции (нем. Koppel, лат. copula - соединение, связка) соединяет клавиатуры, что позволяет при игре на одном мануале звучать трубам, соответствующим другим мануалам (изобретен в XIV в. во Франции). Копулируются только побочные мануалы к главному, но не наоборот. Все мануалы копулируются к педали.
Каждая труба О. издает только один звук одной высоты, одной силы и одного тембра. Трубы разделяются по способу звукообразования на лабиальные (от лат. labium - губа) и язычковые. У лабиальной трубы (их большинство) звучащим телом является колеблющийся столб воздуха (как у свистка); у язычковой - металлич. язычок, вибрирующий под напором воздушной струи, а раструб играет роль резонатора. Трубы О. расположены вертикально. Иногда встречаются и горизонтально расположенные трубы (франц. Chamade) язычковых регистров. Лабиальные трубы бывают открытыми и закрытыми. Закрытая звучит на октаву ниже, чем открытая той же длины. Открытая лабиальная труба высотой в 8 футов (8') издает звук До большой октавы. Группа труб одного определенного звучания (или тембра) называется регистром. Число труб одного регистра соответствует числу клавиш. Обозначение длины в футах указывает высоту звука самой длинной трубы данного регистра. В регистрах, где наибольшая труба имеет длину 8', все трубы звучат соответственно нотной записи. Трубы 4-футовых регистров звучат октавой выше, 2-футовых - двумя октавами выше, 1-футовых - тремя октавами выше, 16-футовых - октавой ниже, 32-футовыx - двумя октавами ниже. 10 2/3' - означает, что по отношению к нотной записи регистр звучит на кварту ниже, 5 1/3' - на квинту выше; регистры 2 2/3' дают квинту через октаву вверх, 1 3/5' - терцию через две октавы, 1 1/3' - квинту через две октавы. Эти регистры с дробными обозначениями футов (они бывают только лабиальными) называются аликвотными (Aliquoten). Они являются искусственными обертонами, которые в сочетании с основным тоном создают особенный тембр. Помимо этого, существуют т. наз. микстуры (нем. Mixtur, от лат. mixtura - смесь) - лабиальные регистры, состоящие из нескольких рядов труб разной высоты и дающие созвучия, обогащающие обертоновый спектр; они тоже употребляются в сочетании с основным тоном. Набор регистров данного конкретного О. называется диспозицией. Одновременное включение всех регистров и копул дает органное Tutti.
Все клавиатуры, а также специальные рукоятки, рычаги или кнопки, открывающие и закрывающие регистры, и другие вспомогательные приспособления, расположены на кафедре (нем. Spieltisch, Spielschrank). Система передачи сигнала от клавиши к трубе называется трактурой. Трактура бывает механической (деревянные тяжи - абстракты - протянуты от клавиш к клапанам труб через сложные рычаги, блоки и т. д.), пневматической (удар по клавише толкает столб воздуха, который по трубочкам - кондуктам - достигает клапана трубы и открывает его) и электрической (клавиша замыкает контакт, и по проводам передается сигнал к клапану трубы). Существуют также О. со смешанными типами трактуры. До середины XIX в. воздух накачивался специально приставленными для этого рабочими - калькантами. Теперь для этой цели используется бесшумный электромотор. Трубы, воздухопроводы, мехи, Spielschrank и трактура заключены в деревянный корпус, внешняя отделка которого богато варьируется - от резьбы по дереву и позолоты на старинных инструментах до строгих очертаний современных. Фасад О. называется проспектом. На свете нет двух одинаковых О.: каждый изготавливается в зависимости от размеров и акустики помещения, в котором должен находиться.
Предшественниками О. принято считать флейту Пана, волынку (Dudelsack, Musette), древнекитайский шен. Изобретение О. относится к III в. до P. X. и приписывается греческому инженеру Ктесибию, жившему в Александрии, чей водяной О. - гидравлос - эффектно демонстрировал принципы механики. Воздух подавался регулируемым напором воды. Изображения таких О. встречаются на старинных монетах, барельефах и фресках. Остатки гидравлоса были найдены при раскопках в Карфагене и - сравнительно недавно - неподалеку от Будапешта, где находился римский город Аквинкум. Приблизительно во II в. от Р. Х. О. стал использоваться в римских театрах и цирках. Сохранился миниатюрный образец 228 года, имеющий 13 бронзовых лабиальных труб. Позднее наряду с водяными О. появились инструменты с мехами. Развитие О. в Византии связано уже с этим типом. В Византии были также маленькие переносные О., сопровождавшие императора на улицах Константинополя. В византийской церкви О. не использовался никогда. Из Византии эти (уже совершенные) инструменты попали в Западную Европу. Известно, что византийский император подарил О. королю франков Пипину Короткому. В 660 г. римский папа Виталиан специальным вердиктом ввел О. в католическую церковь.
Распределение труб по регистрам произошло в XII в. Появление педальной клавиатуры относят к XIV в. и связывают с брабантцем Л. ван Вальбеке (ум. в 1318 г.). В XIII - XIV в. размер клавиш мануалов был очень большим (дл. 30 - 33 см, ширина 8 - 9 см), и играть приходилось кулаками и даже локтями (отсюда - нем. выражение Orgel schlagen и др.-русск. «органы бити»). В XV в. различались большой О. (устанавливался обычно на хорах над входом, в северной части церкви), позитив (размером с небольшой шкаф) и портатив (маленький переносный О.). Самые крупные верхнерейнские О. имели 2 - 3 мануала. В эпоху расцвета органного искусства на Западе (примерно с 1550 г.) определились главные европейские национальные органные школы. Параллельно развивалось органостроительное искусство. С немецкой школой неразрывно связаны имена крупнейших органных мастеров - Г. Фриче (1578 - 1638), семей Компениус, Каспарини, Андреаса Зильбермана (1678 - 1734), его брата и ученика Готтфрида Зильбермана (1683 - 1753), сотрудничавшего с И. С. Бахом; достоинства их инструментов во многом определили стилистику органной музыки И. Я. Фробергера, И. Пахельбеля, И. С. Баха. В Голландии и Северной Германии работали Арп Шнитгер (1648 - 1719) и его сыновья, среди которых выделяется Франц Каспар Шнитгер (1693 - 1729), - они построили около 150 великолепных инструментов. Во Франции ряд выдающихся органных мастеров дали семьи Тьерри, Жуайёз и Клико. Развитие французского О. было приостановлено революцией 1789 - 94 г. и возобновилось лишь в середине ХIХ в. - во многом благодаря органостроителю Аристиду Кавайе-Коллю (1811 - 1899), построившему ок. 500 инструментов, среди которых - О. собора Парижской Богоматери и Большого зала Московской консерватории.
Совершенно по-другому сложилась судьба О. в России. В IХ в. О. попали из Византии в Киев - благодаря тесным связям Киевской Руси с Константинополем. О. был введен в княжескую придворную капеллу Святослава. Об этом свидетельствуют многочисленные летописные источники. Изображение О. с органистом и другими музыкантами встречается на фреске на внутренней стене храма св. Софии Киевской, а также на новгородских и московских книжных миниатюрах. С конца XV в. в Москве жил и работал итальянский органист И. Сальватор. В XVII в. при Царском Дворе «органными потехами» ведали русские мастера Т. Михайлов, М. Степанов, Б. Овсонов. Приглашались органисты из Польши (Е. Проскуровский, Ф. Завальский), Нидерландов (братья М. и Я. Лун) и др. стран. В 1654 - 85 г. в Москве служил органист и органостроитель С. Гутовский, чьи О. стояли в Кремле, в домах бояр. Из России О. вывозились в Персию и др. страны (в качестве подарков). В 1670-е г. О. входил в придворный театральный оркестр в Москве. С конца XVII в. О. появились в иноверческих церквях московской Немецкой слободы. В XVIII в. в Славяно-греко-латинской академии, московских и петербургских воспитательных домах обучали игре на О. Во второй половине XVIII в. князь Г. А. Потёмкин установил большие О. в своих дворцах в Петербурге и его окрестностях. В конце XVIII - начале XIX в. органные концерты в Москве (в зале Б. М. Салтыкова) давал И. В. Гесслер. В это же время среди богатых горожан получило распространение домашнее органное музицирование, и О. имелись во многих особняках. Князь В. Ф. Одоевский сделал ряд переложений для О. сочинений М. И. Глинки, чьи импровизации на О. высоко оценил Ф. Лист. С установкой О. в Малом зале Петербургской (1896) и Большом зале Московской (1901) консерватории начались систематические концерты и обучение органистов. В Русскую Православную Церковь путь О. с самого начала был закрыт на все времена. Тем не менее, замечательно высказывание св. Димитрия, митрополита Ростовского (1651 - 1709): «Богодухный орган - мусикии глава!», сделанное значительно раньше известного изречения В. А. Моцарта: «Орган - король музыкальных инструментов».
Диапазон О. - от До большой октавы до соль третьей октавы. Диапазон педали - от До большой октавы до фа первой октавы. У старинных инструментов диапазон бывает меньше, а у новейших - несколько больше, но именно указанный стандарт является общепринятым. Музыка для О. записывается, как правило, без указания регистровки, в четырех ключах: скрипичном, альтовом, теноровом и басовом (раньше - например, у И. С. Баха - широко применялся еще и сопрановый). Партия педали записывается только в басовом ключе (как бы высоко она ни звучала). С XVII в. для записи органных произведений используют три нотные строки: две - для рук и отдельную - для педальной партии. От силы или способа удара по клавишам звук О. не зависит и всегда неизменен. Поэтому важнейшими средствами для достижения выразительной игры на О. являются артикуляция и агогика, которые должны применяться чрезвычайно тонко и изощренно.
С. Диденко
Литература:
Стасов В. В. Два слова об органе в России, «Санкт-Петербургские ведомости», 1856, 27 июля (то же в его кн.: Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974). Стасов В. В. Немецкие органы у русских любителей, «Исторический вестник», 1890, Т. 42, с. 514 - 518. Сабанеев Б. Орган Большого зала Московской консерватории, «Музыка», 1911, № 21, 22. Гандшин Ж. Из истории органа в России, «Музыкальный современник», 1916, кн. 4. Гандшин Ж. Русская музыка для органа, «Мелос», 1918, кн. 2. Глебов И. О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности, в сб.: Полифония и орган в современности, Л., 1926. Браудо И. Возрождение органа, в сб. Современный инструментализм, Л., 1927 (Новая музыка, сб. 3). Браудо И. Об органной и клавирной музыке, Л., 1976. Ройзман Л. М. И. Глинка и органная культура России в первой половине XIX столетия, в кн.: Памяти Глинки. 1857 - 1957. Исследования и материалы, М., 1958. Ройзман Л. Из истории органной культуры в России (вторая половина XVII в.), в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960. Ройзман Л. Из истории органного искусства в России во второй половине XVIII столетия, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, 3-й сб. ст., М., 1962. Ройзман Л. Советская органная культура и ее своеобразие, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969. Ройзман Л. Орган в истории русской музыкальной культуры, М., 1979; 2-е изд. в 2-х т., Казань, 2001. Диденко С. Как флейта Пана стала органом, «Независимая газета», 27 октября 1999 г. Диденко С. Впишите орган в ту книгу! «Независимая газета» № 10 (2072), 21 января 2000 г. Schlick A. Spiegel der Orgelmacher und Organisten (Speyer, 1511), Mainz, 1959. Praetorius M. Syntagma musicum, Bd 2 - De Organographia, Wolfenbüttel, 1619; Kassel -Basel - L. - N. Y., 1958. Türk D. G. Von den wichtigsten Pflichten eines Organisten, Halle, 1787. Töpfer G. Lehrbuch der Orgelbaukunst…, v. 1 - 4, Weimar, 1855, 2-е изд. 1888; Mainz, 1955 - 60. Hopkins E. J. The organ, its history and construction, L. - N. Y., 1855, 1877; Hilversum, 1965. Rimbault E. F. The early English organ builders and their works, L., [1864]. Cavaillé-Coll A. De ľorgue et de son architecture, P., 1872. Hill A. G. The organ-cases and organs of the middle ages and renaissance, v. 1 - 2, L., 1883 - 91, Hilversum, [1966]. Pirro A. Ľorgue de J. S. Bach, P., 1895. Rudolz R. Die Registrierkunst des Orgelspiels in ihren grundlegenden Formen, Lpz., 1913. Fluré J. ĽEsthétique de ľorgue, P., 1923. Schweitzer A. Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, Lpz., 1927. Farmer H. G. The organ of the ancients, L., 1931. Klotz H. Über die Orgelkunst der Gotik, der Renaissance und des Barock, Kassel, 1934. Klotz H. Das Buch von der Orgel, Kassel, 1960. Ellerhorst W. Handbuch der Orgelkunde, Einsiedeln, 1936. Nèmec V. Prazské varhany, [Praha, 1944]. Matthaei K. Vom Orgelspiel, Lpz., 1949. Quoika R. Die altösterreichischen Orgeln der späten Gotik, der Renaissance und des Barock, Kassel und Basel, [1953]. Handschin J. La naissance ďune musique russe ďorgue, vers 1914, в кн.: Mélanges ďhistoire et ďesthétique musicales. Offerts a Paul-Marie Masson, t. 2, P., [1955]. Antegnati C. ĽArte Organica, Brescia 1608; Mainz, 1958. Grabner H. Die Kunst des Orgelbaues, B., 1958. Moser H. J. Orgelromantik, Ludwigsburg, 1961. Münger F. Schweizer Orgeln von der Gotik bis zur Gegenwart, Bern, [1961]. Barnes W. The contemporary American organ, Glen Rock, L., 1964. Frotscher G. Geschichte des Orgelspiels und der Orgelkomposition, Bd. 1 - 2, B., 1935 - 36; 1966. Williams P. The European organ 1450 - 1850, L., [1966]. Jakob F. Die Orgel, Orgelbau und Orgelspiel von der Antike bis zur Gegenwart, Bern - Stuttg., 1969. Dufourcq N. Le livre de ľorgue français 1589 - 1789, t. 2, P., 1969. Gołos J. Polskie organy i muzyka organowa, Warsz., 1972. Adelung W. Einführung in den Orgelbau, Wiesbaden, 1987. Haselböck H. Von der Orgel und musica sacra, Wien - München, 1988. Walcker-Mayer W. F. Orgelbau und Orgelmusik in Rußland, Kleinbittersdorf, 1991. Didenko S. Aus der Geschichte der Orgel, »Deutsch« Nr. 7, 1995. Rojsman L. Die Orgel in der Geschichte der russischen Musikkultur, Mettlach, 2001.
история,
orgel,
s. d.,
церковь,
organ,
orgue,
я,
orgelkunde,
орган,
музыка