Сто лет назад, 1 апреля 1918 года в Таганроге за отказ служить совдепии были зверски убиты коммунистами русский генерал Павел Карлович фон Ренненкампф и его приемная дочь Ольга.
Павел Карлович до конца оставался верен присяге, Царю и России. После февральского переворота он был арестован, пробыл до конца октября в крепости, после чего был отпущен. Не приняв власть большевиков, он уехал на Дон и проживал в Таганроге.
Однако в феврале 1918 года после двух месяцев героической обороны города отрядом полковника Кутепова и туда пришли красные.
Старый и больной генерал с тоской и надеждой наблюдал за Добровольческой армией генерала Корнилова, ушедшей в Ледяной поход. По словам его вдовы, он мечтал присоединиться к борцам с большевизмом, но в силу возраста не мог в одиночку искать их в степи.
Но и служить врагу он не собирался, скрывшись под паспортом греческого подданного. Однако красный командующий Антонов-Овсеенко приказал найти генерала любой ценой, и 3 марта он был схвачен, после чего доставлен в штаб к Антонову-Овсеенко.
Почти месяц коммунисты издевались над старым генералом, пытаясь заставить Павла Карловича вступить в руководящую должность в их армии, но он был неприклонен. Честь и Родина для русского генерала с немецкой кровью были превыше всего, и он не мог предать свои убеждения, предать Россию и забытого всеми Царя, выбрав смерть.
1 апреля избитого, едва передвигающего ноги генерала палачи потащили за город. Там разыгралась последняя драма в жизни русского героя. Стойко переносил Павел Карлович все глумления, его били ногами и прикладами, кололи штыками, оскорбляли и плевали в лицо.
Старый генерал не проронил ни стона, с презрением он смотрел на своих убийц, пока мог это делать. Под конец ему выкололи оба глаза, а затем зверски добили, когда лицо и тело Павла Карловича уже представляли из себя сплошную ужасную рану без живых мест.
Генерал Ренненкампф принял мученическую смерть, но не изменил России, Царю и Богу, не стал палачом и предателем.
Будучи чистокровным немецким аристократом, он верно служил России. Враги и завистники оклеветали его еще при жизни, но своею смертью генерал ответил на все обвинения подлецов и лжецов, которые были неспособны сделать тот выбор, который сделал он. Он сохранил честь русского генерала, несмотря ни на что.
В тот же день коммунистические палачи ворвались в дом, где скрывалась семья генерала. Его супруги там не было, и красные схватили только ее дочь от первого брака Ольгу, которую Павел Карлович удочерил и любил, как родную. Садисты с красными звездами на фуражках жестоко надругались над 17-летней девочкой и, вначале искалечив ее, затем зверски добили, бросив изуродованное тело прямо во дворе.
Генерал и его приемная дочь были похоронены на Старом Таганрогском кладбище, их положили в общую могилу с убиенными юнкерами и офицерами 3-й Киевской школы прапорщиков, также ставшими жертвами террора. Позже их могила была уничтожена победившими хамами, которые стремились стереть память о своих жертвах, очернив их.
Так красные расправлялись с цветом русского народа, с теми, кто не предал Россию, не оскотинел и не потерял человеческое достоинство, данное Богом. Этого простить и забыть нельзя никогда, иначе кровь убиенных падет на каждого, кто промолчит и не осудит палачей.
Ныне имя генерала Ренненкампфа постепенно очищается от коросты лжи, выходят объемные труды, в которых опровергается вранье и открывается истинная благородная суть подлинного героя России Павла Карловича Ренненкампфа.
В 2014 году во Всесвятском храме на Старом Таганрогском кладбище, в котором перед похоронами отпевали убиенных, установили киот в честь Святого Павла - небесного покровителя генерала. Незадолго до этого к годовщине разгрома германских войск под Гумбинненом в городе Гусеве (бывший Гумбиннен) была установлена мемориальная доска памяти Рененкампфа - автора победы.
Примерно в то же время местными краеведами было обнаружено само захоронение, было дано обещание привести могилу в надлежащий вид и установить над ней достойный героев памятник. Однако прошло уже несколько лет, а ровный клочок земли так и остался ровным клочком земли. На все вопросы звучит либо молчание, либо испуганный шепот, а на деле никто в точности не знает, будет ли в действительности исполнено обещание. Пошел откат обратно к совдепии, и имена героев снова режут глаза тем, кто загоняет Россию за решетку ГУЛАГа.
Но память истинных сынов и дочерей России не искоренить, они живы в нас, и их имена - символ настоящей России!
Царство Небесное и вечная память новомученикам Павлу Карловичу Рененнкампфу, его дочери Ольге, а также всем, кто остался верен до конца, положив душу за честь и правду!
Денис Романов.
Хотелось бы добавить, что подчиненные очень любили генерала Ренненкампфа и уже после его смерти, находясь в эмиграции, один из его офицеров написал стихотворение памяти Павла Карловича.
Наш генерал.
Встает передо мной из сумрака побед забвенья
Наш вождь былых побед, любимый командир.
Вон он: спокойный взор без страха и сомненья
И Войска Забайкальского мундир.
Кто с ним служил и жил, кто вместе с ним сражался,
Не сможет позабыть его уже вовек,
Он в памяти своих соратников остался -
Безтрепетный герой и честный человек.
Во множестве боев, от Дальнего Востока
До Пруссии донес он боевую честь.
Он рыцарь был без страха и упрека,
Пред Родиной его заслуг не перечесть.
Он был слугой Царю, и другом офицерам,
И, строгий командир, солдатам был отцом...
Он в армии всегда был доблести примером
И службою своей, и жизнью, и концом.
И всякий знал, что «Желтая опасность»
(Так звался Ренненкампф среди своих друзей)
Есть снисходительность, приветливость и ясность,
И смело шел к нему с невзгодою своей.
И в страшный час измен, шатаний и волнений
Он чистым сохранил дворянской чести щит.
Он, он вышедший живым из множества сражений,
Руками грязными мятежников убит.
Угодно было так Святому Провиденью.
Спаситель Франции, наш командир-отец,
Склоняюсь пред твоей страдальческою тенью
Я, первый армии и воин, и певец.
Н. Михайлов. Афины. 4 сентября 1936 года.
Стихотворение впервые было опубликовано в вестнике Елисаветградских Ее Императроского Высочества Великой княгини Ольги Николаевны гусар. Югославия, 15 марта 1937 года.