Не прикасайся помазанным Моим (Пс. 104, 15).
Мною Цари царствуют (Притч. 8, 15).
Как известно по результатам вскрытия гробницы, проведённого в 1963 году, он был рыжим широкоплечим богатырем ростом 180 см, а не тощим замухрышкой, каковым его так любят изображать художники. Обилие остеофитов на костях скелета показывает, что, к сожалению, в последние годы жизни Иван IV был практически парализован. Согласно отчетам европейских послов своим правителям - Иван IV не курил, не употреблял алкоголя, не замечен в любовных похождениях, отличался невероятной работоспособностью.
Именно Иван IV, получив в наследство лишь Московскую и Новгородскую область, создал из них Россию с ее современными (европейскими) границами и основал как минимум четверть ныне существующих городов. Именно он резко ограничил в России феодализм, юридически уравняв простых крестьян со знатными князьями, именно он ввел всеобщую выборность в местные органы власти, именно он гарантировал всем слоям населения представительство в высшем законодательном/совещательном органе государства - Земском соборе, и именно он ввел в России всеобщее начальное образование.
Иван IV за свою жизнь не проиграл ни одной войны. Даже Ливонская война закончилась разгромом Польши и Швеции и мирными договорами с оными на условиях «мир в обмен на возвращение всех захваченных территорий».
В 1571 году Иван IV перенес столицу в Великий Новгород, в котором на месте Ярославого дворища был построен дворец площадью 14,5 га, а также проведены масштабные работы по благоустройству города. В Новгород были перевезены казна, Царская семья, все государственные службы.
В 1580 году дворец сгорел, и Иван Грозный переехал в Старицу. Не то быть бы Великому Новгороду столицей России по сей день.
В 1572 году, когда вся русская армия сражалась с татаро-османской армией под Молодями, а Иван IV вместе со свитой и личной охраной отправился осаждать Вейсенштейн (крепость, естественно, была взята; в ходе штурма многие бояре из личной свиты Царя получили ранения, командир Царской охраны Малюта Скуратов погиб), Царская семья и казна находились исключительно под охраной новгороцев.
Уверенность Ивана IV в преданности новгородцев и их исключительная верность (никаких данных о волнениях или протестов горожан против Царя нет) наглядно доказывают, что о «новгородской резне 1570 года», о которой сообщают на Западе, ни Царь, ни сами новгородцы в XVI веке ничего не знали.
Митрополит Филипп, малоизвестный провинциальный игумен, назначен на свой пост Иваном IV вопреки сопротивлению церковных иерархов, в момент спора за кафедру митрополита между архиепископом новгородским Пименом и архиепископом казанским Германом, уже успевшим сесть на это место.
Митрополит Филипп являлся верным союзником Ивана IV и хорошо известен проповедями в осуждение заговорщиков, принявших участие в крамоле Федорова-Челядина.
Свергнут в результате заговора архиепископа Пимена, убит участником заговора приставом Стефаном Кобылиным, получившим за свое преступление пожизненный срок.
Ни о каких разногласиях между Иваном IV Грозным и митрополитом Филиппом в исторических документах нет ни единого упоминания.
Убийство царевича Ивана, о котором сообщают на Западе, Иван IV не мог совершить по медицинским показаниям - Царь был парализован.
Казни многочисленных русских воевод и государственных деятелей, о которых сообщают на Западе, - таких, как князь Михайло Воротынский, епископ Печорский Корнелий, думный боярин Михаил Колычев, магистр фон Фюрстенберг, князь Афанасий Вяземский, князь Иван Шишкин, князь Иван Шереметьев, дети князя Владимира Старицкого и еще многие, многие другие бояре и священники, - по неведомым причинам проходят для «казненных» незамеченными, ибо по росписям Разрядного приказа после своей смерти жертвы террора продолжали ходить на службу, командовать полками, жениться и выходить замуж, рожать детей. Например, дважды казненный Михайло Воротынский через три года после второй (!) казни исхитрился составить первый в истории устав пограничной службы («Боярский приговор о станичной и сторожевой службе»), а отравленная, удушенная дымом и утопленная в Шексне Мария Старицкая через год после своей казни уезжает в Европу в качестве жены датского принца Магнуса.
После своей смерти Иван IV оставил своим наследникам богатую, сытую и обширную державу с мощнейшей в мире армией и полной казной. Во всяком случае, в течение 20 лет после его смерти, до самой Смуты, ни одна собака не рискнула начать с Россией новой войны.
В 1585 году в России была построена крепость Воронеж, в 1586 - Ливны. Для обезпечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге - Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царев-Борисов. В период с 1596 по 1602 г. было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси - Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской».
После смерти Ивана Грозного обширное строительство по всей России активно продолжалось - то есть, золота в глубокой Царской казне хватало на все текущие расходы и даже на многие излишества.
http://sergedid.livejournal.com/328077.htmlhttp://sergedid.livejournal.com/325526.htmlhttp://sergedid.livejournal.com/334474.htmlhttp://sergedid.livejournal.com/334869.htmlhttp://sergedid.livejournal.com/336062.html