Zu Bachs Pièce d’orgue (Fantasia) G-Dur BWV 572

Oct 05, 2016 14:01



Это очень примечательная цитата.
Здесь И. С. Бах написал несуществующую ноту. Нижнего си (контр-октавы) на органе нет.
Музыканты бьются над этой загадкой не одно столетие.
Неблагочестивые говорят, что Бах ошибся, что это случайное недоразумение.
И. С. Бах был большим педантом, и случайных недоразумений у него не бывает.
Некоторые считают, что эту Пьесу он написал не для органа, а для педального Cembalo (а у большого клавесина диапазон ограничивается внизу не до большой октавы, как на органе, а фа контр-октавы, - и эта нота есть). Искусственное, надуманное объяснение! Тем более, что диапазон педали ниже C отродясь не продолжался. О чём вообще тут можно говорить, когда И. С. Бах ясно указал: Pièce d’orgue.
Наиболее компетентные органисты полагают, что Бах обозначил идею, которая ему была нужна, и просто пренебрег невозможностью ее реализации (некоторые даже говорят, что он написал эту ноту «в насмешку»). И они правы.

Но как же всё-таки быть?
Плохие органисты тянут здесь целую ноту на весь такт - вместо двух половинных.
Хорошие органисты повторяют первую ноту дважды.
Странно, что первый вариант вообще существует: Бах ведь написал две ноты, а не одну! Тем не менее, он не только существует, но и преобладает, именно он почему-то наиболее распространен.

А теперь настал черед мне похвастаться.
https://youtu.be/Q4xyHK-HnTs
http://sergedid.livejournal.com/333686.html
Если вы внимательно послушаете это место в моей записи (3'), то вы услышите это нижнее си (которого не существует).
Здесь - маленький секрет. Я, разумеется, повторяю эту ноту дважды, но во второй раз беру квинту (двумя ногами). Получается искусственный обертон 5 1/3' (Baß-Aliquote) - к воображаемому си контр-октавы, - и это дает эффект шага на октаву вниз.
(Вспомните, как Baßquinte 10 2/3' дает эффект 32'.)
Прекрасный зильбермановский орган (по качеству звучания превосходящий всякий другой) в немалой степени способствует успеху этой хитрости.
(Правда, в конце последнего пассажа я нечаянно «пустил петуха», но тут уж ничего не поделаешь - запись с живого концерта, и ее не перепишешь.)

j. s. bach, ноты, orgel, барокко, orgue, текстология, johann sebastian bach, bach, orgelkunde, орган, музыка, текст, И. С. Бах, deutschland, Иоганн Себастьян Бах, Германия, s. d., organ, organisten, органисты, Бах, я, barock

Previous post Next post
Up