У меня были очень хорошие учителя. Редко можно встретить таких учителей - мне необычайно повезло.
Их взгляды я унаследовал, послушно их воспринял (и не видел, и не вижу оснований к тому, чтобы поступать иначе).
Суть их объяснений проста: если в слове может быть «е», а не «ё», - тогда пиши ё.
Например, осел (фундамент) - и осёл (животное), все - и всё, объём (охват) - и объем (хозяев - если съем слишком много). И т. п.
ЕСЛИ ЖЕ ВАРИАНТОВ И СОМНЕНИЙ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ - ТОГДА НЕ ПИШИ!
Кроме того, я всегда пишу букву ё в фамилиях (если в них таковая встречается), смело можно сказать - по той же причине: фамилия может быть вообще любой (независимо от правил грамматики; существует, например, фамилия Гаршков, невзирая на то, что горшок пишется через о, и мн. др.). Чего, в отличие от фамилий, нельзя сказать о личных именах (которые - несмотря на наблюдаемые в реальной жизни многочисленные извращения - любыми быть не могут, и в этом смысле их следует разделить на существующие и несуществующие, иначе говоря - на законные и противозаконные).
Исходя из этого, я пишу: Федор Семёнов. И, увидев такое начертание, нужно очень уж плохо, совсем плохо знать (а то и вовсе не знать) Сергея Владимировича, чтобы допустить мысль о какой-либо случайности или небрежности.
Насущная необходимость в начертании буквы ё может быть:
- для иностранцев (плохо знающих русский язык);
- для малограмотных.
Ко вторым (у которых МОГУТ быть те СОМНЕНИЯ, что я выделил давеча ПРОПИСНЫМИ буквами) я испытываю евгеническое отвращение.
Я СЛИШКОМ ВЫСОКОМЕРЕН для того, чтобы идти на поводу у кого бы то ни было - и у чего бы то ни было.
Язык - и госпожа Грамматика (с которой у меня интимные отношения) - это вещь в себе.
Мы с госпожой Грамматикой знаем, где следует произносить е, а где ё, - и в этом самодостаточны. Я не унижаюсь до того, чтобы писать это рабское «ё». И - поскольку, как я уже сказал, у меня с госпожой Грамматикой интимные отношения, - естественно, будучи мужем ревнивым и заботливым, я решительно против того, чтобы унижали и ее тоже.
Ради всего святого, поймите меня правильно! Я не против буквы ё!
И Н. М. Карамзина, который эту букву русскому языку подарил - и тем самым еще больше обогатил его, за что от всего сердца огромное ему спасибо, - глубоко чту.
Я - против истерики, безумия и кликушества. Против совершенно немыслимо, чудовищно размножившихся психопатов, «борцов за права» этой буквы, от которых в последнее время нет никакого спасения. Которые болезненно-старательно ставят над этой несчастной буквой две точки - и тут же, рядом, делают грубейшие грамматические ошибки (это, кстати, очень отчетливый признак). Я против малограмотных недоумков.
Ё является производным от е.
О тех убогих людях, у которых ощущение, что ё это «йотированное о», перевешивает тот факт, что на самом деле ё является видоизмененным е (и отдаляет в их сознании ё от е, придавая ему мнимую, кажущуюся самостоятельность, - при этом они, натурально, ориентируются на слышимое, а не на морфологию, что уже само по себе признак убожества), не стоит упоминать вообще, и я делаю это через силу, потому что их мнение невозможно обсуждать, его можно только презирать.
Лично я считаю (и глубоко убежден, что прав - возможно, вопреки какой-нибудь очередной официально утвержденной придури нашей «официальной науки»), что, будучи производной, буква эта не имеет права претендовать на роль самостоятельной, отдельной, и не может участвовать при подсчете количества букв в русском алфавите. Точно так же, как в немецком языке из-за применения Umlaut количество букв немецкого алфавита, слава Богу, не меняется.
Не случайно при транслитерации кириллицы латинскими буквами русское ю передается как ju (на английский манер - как yu), русское я - как ja (на английский манер - как ya), а русское ё (равно как и русское е) - и на английский манер, и вообще на любой - неизменно передается только одной латинской буквой e - без всякого йотирования: Fedorov, Semenov, Gurilev etc. (Встречающееся, к сожалению, безграмотное «jo» - или, на английский манер, «yo» - «Fjodorov», «Semyonov» и т. п. - заслуживает упоминания лишь в скобках и является продукцией всё тех же «любителей фонетики» в ущерб морфологии, о которых уже говорилось, что о них вообще не стоит говорить.)
На неукоснительном употреблении буквы ё настаивал Сталин. Это была его идея - придать ей статус полноценной буквы и заставить в школах учеников, читая алфавит, называть ее обязательно. Надо полагать, «великий вождь революции» влез и сюда тоже, чтобы и здесь насладиться властью сполна. После чего к «лучшему другу физкультурников», «другу детей» и «лучшему другу моряков» прибавилось также «великий лингвист». Что не мешало ему продолжать писать «любоф» - с буквой ф в конце и, разумеется, без мягкого знака.
Однако не особенно долгим - и, как выяснилось, отнюдь не стабильным - оказалось затишье, последовавшее за уходом «лучшего друга буквы ё» в преисподнюю.
Наверное, даже совсем невнимательный человек не мог не заметить, что в последнее время (раньше такого не было!) наблюдается какое-то удивительное поветрие - повальное увлечение этой самой буквой Ё! (По своей распространенности это напоминает ношение солнцезащитных очков на темени - у женщин.) Это стало «пунктиком», имеющим все признаки idée fixe.
Не иначе как тут не обошлось без каких-нибудь пятен на Солнце. Уж очень всё это похоже на результат воздействия на психику солнечной активности и ее изменений...
Интернет буквально изобилует текстами, посвященными букве ё! Здесь и статьи, и диалоги, исполненные полемического задора. Чего только не встретишь нынче в связи с этой темой - причем, что характерно, говорится об этом всегда с каким-то удивительным возбуждением (подчас даже с болезненной уязвленностью). Однако, стоит всё это прочитать - и не можешь прийти в себя от изумления: как может вообще, в принципе, Homo sapiens нести подобную ахинею.
Вообще не хотел об этом говорить - чтобы не пачкаться, - но, видать, и об этом сказать всё-таки нужно: львиная доля «филологических» («научных») изысканий по поводу буквы Ё, опубликованных в интернете, посвящена тому великому значению, которое имеет эта буква для русского мата. И потому, дескать, без этой буквы в русском языке не обойтись никак. Да, да, именно этот аргумент выдвигается «защитниками буквы Ё» чуть ли не в первую очередь, как один из главных!
Примечательно - и весьма показательно, - что именно эти публикации получают наибольшее число откликов.
Это ведь - тоже симптом.
Положительно, всё это напоминает всеобщее, массовое помешательство.
Глава какой-то провинциальной администрации издал распоряжение, предписывающее в обязательном порядке во всех документах печатать букву ё. При этом тех, кто посмеет ослушаться, ждут даже какие-то репрессии. Он лично проверяет все официальные тексты своей «конторы» - и уже уволил какую-то секретаршу, пропустившую две точки над е. Плакаты какие-то повсюду развесил...
Эти бы старания - употребить на дело! Например, для чистки трамвайных путей...
И ведь занимаются этим почему-то, в основном, люди, имеющие весьма сомнительное отношение к предмету, - какие-то главы администраций... Спасибо, что не председатели колхозов.
(А может быть, кому-то из них лавры Иосифа Виссарионовича покоя не дают?)
В каком-то провинциальном городе (запамятовал, в котором именно, но это очень легко выяснить, об этом все уши прожужжали пресловутые «сми») недавно был установлен памятник букве Ё. Причём идеей этой чрезвычайно увлечены как в самом городе, так и за его пределами, был проведён конкурс, несколько авторов предложили свои проекты, кто-то из них победил, его чествовали, и вокруг всего этого чуть ли не до сих пор царит такой ажиотаж, что только диву даешься.
(Вполне может быть, что это талантливый скульптор и хороший, славный человек, который участвовал в этом патологическом поветрии потому, что рад был случаю выставить свою работу. Тем более, в нашей действительности, в которой художнику часто бывает не пробиться. Ведь жить-то надо... Например, снимаются же прекрасные актеры в мерзопакостной рекламе...)
В общем, вполне можно констатировать поистине эпидемический характер этого феномена, и дело уже дошло до того, что человек нормальный и здоровый - которого эта эпидемия не коснулась - запросто может произвести недостаточно «политкорректное» впечатление.
Но полную законченность, и изящество, и совершенно особенную прелесть придают описанному явлению такие речения (вполне характерные для многих ревнителей буквы ё), как, например, следующее.
«Провéденная недавно конференция, посвященная букве Ё, на которой осýжденные общественностью противники с позором покинули зал».
Это именно они, эти самые «защитники буквы Ё», говорят «станция Плáнерная» - вместо Планёрная!
P. S. В «Собачьем сердце» М. А. Булгакова Шариков, подняв рюмку с водкой, произносит знаменитую идиотскую фразу: «Ну, желаю, чтобы всё!» (Я не ошибся, именно всё, а не «все».) Повесть была экранизирована, и в фильме актер говорит «желаю, чтобы все!» К этому уже так привыкли, что думают, будто так и надо. Но дело в том, что М. А. Булгаков написал свою повесть по старой, дореволюционной орфографии - и в слове «всё» просто не поставил двух точек над «е». До того, как русский язык был испоганен большевиками, в этом не было нужды: «всѣ» (а не «всё») писалось через букву ять. В рукописи же М. А. Булгакова стоит е, что исключает какие-либо сомнения.
Жаль, что этого почти никто не знает и не понимает.
См.:
http://sergedid.livejournal.com/315604.html