Это моя статья для
finanz.ru Экспорт нефти за рубли: как это скажется на российской экономике?
Идея расчетов в рублях по различным экспортным контрактам не дает покоя российским чиновникам. Она начала обсуждаться вновь после введения санкций против России и завела их довольно далеко. Еще в середине мая министр финансов Антон Силуанов рапортовал, что переход на рублевые расчеты можно осуществить за один день. Впрочем, эта идея подогревается не только политическими событиями, но и развитием валютного рынка.
Постепенная интеграция рубля в глобальный рынок является реальностью: с 2006 года, когда был отменены последние ограничения на движение капитала, операции с рублем стали доступны широкому кругу банков, а значит, и их клиентов. Важным событием станет планируемое на ноябрь 2014 года включение рубля в число валют для расчетов через CLS - основную международную клиринговую организацию на глобальном валютном рынке.
Предполагается, что использование рубля для международных расчетов увеличит желание иностранных компаний иметь российскую валюту в своем распоряжении, поднимет спрос и послужит ее укреплению. В условиях роста политических разногласий с развитыми странами, такое использование рубля обезопасит Россию от возможных санкций со стороны государств, валюты которых (в первую очередь доллары и евро), в настоящее время занимают главное место в российском внешнеторговом обороте.
Как переход на расчеты в рублях скажется на российской экономике? Для этого необходимо уточнить, как это будет сделано. Варианта два: либо заключение контрактов на товар с фиксацией цены в рублях, либо использование его исключительно для расчетов, когда стоимость товара фиксируется в долларах или евро, а затем пересчитывается по текущему курсу (курс ЦБ или рыночный фиксинг), по договоренности между сторонами. Оба варианта можно использовать для того, чтобы рапортовать о переходе на расчеты в рублях.
В первом случае для иностранного покупателя срочного контракта на поставку товара возникает дополнительный валютный риск: стоимость товара в долларах окажется подверженной изменению из-за колебаний курса рубля. Таким образом, ему будет необходимо хеджировать валютный риск, платя за это своему банку (скорее всего иностранному). Поведение российского поставщика зависит от того, как он распоряжается своими финансами. В общем случае на вырученные рубли он купит какое-то количество долларов (либо для возврата номинированного в валюте долга, либо если стремится наращивать капитал фирмы и сбережения в иностранной валюте), предположим, через российский банк.
Во втором случае происходит все тоже самое, только без необходимости хеджирования покупателем изменения валютного курса.
Сегодня схема покупки сырья в России выглядит так: иностранный потребитель платит российскому поставщику доллары или евро, тот частично продает полученную экспортную выручку. При переходе на рубли иностранная компания будет продавать доллары на всю сумму сделки, а российская частично их покупать.
Основным результатом перехода на расчеты в рублях станет рост оборота валютного рынка, увеличение потребности хеджирования валютных рисков. Основную выгоду от этого получат иностранные банки, клиентами которых являются иностранные потребители. Клиентские операции с российскими банками могут уменьшиться.
Издержки участников расчетов повысятся. Наивно думать, что это коснется только иностранных покупателей, они попытаются переложить их на российских поставщиков. При этом рост транзакционных издержек контрагентов скорее повредит экономическому росту в целом.
Если бы расчеты в рублях (технически они были возможны давно) были бы выгодны участникам сделок, то они сами воспользовались бы ими. Пока это похоже на предложение от которого нельзя отказаться - шаг от рыночной экономики в сторону административно-командной системы хозяйствования. Жест, который сложно объяснить логикой развития товарно-денежных отношений.