Небольшой аул Харачой (чеч. Харачоь; примерно 8 км к юго-западу от Ведено) расположен, как пел один
известный кавказский бард, «на стыке гор Чечни и Дагестана», а также на границе двух исторических областей горной Чечни - Ичкерии и Чеберлоя. Похожие на Карпаты предгорья в Харачое резко сменяются устрашающе высокими вершинами.
1.
2.
Харачой. Бело-синий дом с крышей из красной черепицы - скорее всего, довоенный. В горной Чечне это редкость.
3.
Недалеко от аульской мечети с позолоченной маковкой минарета установлен памятник естному уроженцу - «чеченскому Робин Гуду» Зелимхану Гушмазукаеву (1872-1913).
4.
Опоясанный кинжалом
знаменитый абрек идит на камне, настороженно вглядываясь вдаль и придерживая на коленях винтовку.
5.
По правую руку от Зелимхана пасётся его осёдланный конь. По левую, неподалёку от декоративной башенки из нетёсаного камня, струится по склону источник «Девичья Коса».
6.
При движении со стороны Грозного и Ведено сразу за Харачоем начинается долгий подъём на перевал Харами (2177 м).
7.
На верхней точке перевала (это уже территория Дагестана) стоит вагончик с надписью «Комната для намаза» - видимо, бывший армейский блок-пост. От вагончика дорога расходится: верхняя ведёт налево, в глубь Ботлихского района Дагестана; нижняя - прямо, к высокогорному озеру Кезеной-ам и аулам Хой и Макажой Веденского района Чечни.
8.
По словам местных, перевал открыт круглый год. В холодный сезон здесь часты снежные заносы и лавины, но дорогу достаточно оперативно расчищают.
9.
«Хедин зиярат» , гробница Хеди, матери суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, - одна из главных в Чечне мусульманских святынь.
Характерной чертой последователей Кунта-Хаджи является исполнение кругового громкого зикра - коллективного восхваления Аллаха и его пророков. По некоторым данным, зикристы составляют 75% среди чеченцев и 80% среди ингушей; их общая численность - 1,5 миллиона человек.
От названия тариката, к которому принадлежал Кунта-Хаджи, - кадирийя - происходит фамилия нынешнего главы Чеченской Республики. Совсем не случайно на дороге, ведущей к главному чеченскому зиярату из Грозного и Ведено, установлен портрет молящегося Рамзана Кадырова с лозунгом: "Аллах над нами, Кунта-Хаджи рядом с нами".
Круглый год, особенно в мае, когда умерла Хеди, сюда, к селу Гуни Веденского района (на карте отмечено оранжевым к юго-востоку от города Шали), устремляются тысячи пилигримов. Многие идут пешком, останавливаясь на отдых в сёлах по дороге. Говорят, такой переход из Грозного занимает два дня с ночёвкой.
10.
В 2009 году паломнический комплекс - три купола, площадки для зикра и дорожку между ними - обустроили в классическом османском стиле.
11.
12.
Вход в зиярат. Под куполом сразу за аркой - первая площадка для зикра.
13.
Вторая, самая большая площадка для зикра. Фото
welran 14.
Спуск от первых двух площадок для зикра (на фото выше) к гробнице Хеди (за арками справа). Куполом на дальнем плане обозначена третья, последняя площадка для зикра - место, где, по преданию, шейх учил своих последователей этому обряду .
Ахмет Кунта-Хаджи Кишиев (около 1830 - 1867) был, наверное, самым последовательным мусульманским пацифистом. Он стал известен на исходе Кавказской войны, когда чеченцы как народ были на грани гибели, но возглавлявший борьбу горцев против России имам Шамиль настаивал на продолжении вооружённого сопротивления.
Во многом Кунта-Хаджи был абсолютный Махатма Ганди: он призывал не загрязнять воду, не обижать животных, не носить оружия. «Война - дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь... Ваше оружие - чётки, не ружьё, не кинжал. Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. Подобная смерть - неверие в силу и милость Всевышнего Аллаха… Тираны - пустые истуканы, которые будут падать и разбиваться, словно глиняные горшки», - учил суфий.
15.
Девочки-паломницы в мавзолее Хеди.
16.
Гробница матери шейха Кунта-Хаджи.
17.
После молитвы люди выходят из мавзолея спиной вперёд, чтобы показать своё подчёркнутое уважение к матери шейха. Фото
welran Откровения Кунта-Хаджи были переворотом в чеченском сознании: он отрицал любую войну; говорил, что нельзя отвечать злом на зло, и учил прощать врагов. При этом он обращался к отдельному человеку, а не к семье или роду. Для мира, где царили коллективная ответственность и уважение к силе, это было революцией ценностей. Вместе с тем мировоззрение Кунты выросло из традиционного миропонимания, было местным. Это и привлекало чеченцев, для многих из которых был чужд религиозный радикализм Шамиля.
Растущее влияние суфийского шейха напугало российскую власть, в объединении суфиев она усмотрела возможность нового сопротивления. В январе 1864 года по доносу ортодоксальных мулл и по распоряжению великого князя Михаила Романова Кунта-Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован.
На этапе шейх был разлучён со своими мюридами и отправлен в гор Устюжна городской губернии на вечную ссылку, где в 1867 году умер, не дожив три года до сорока лет. Могила Кунта-Хаджи не сохранилась.
Впрочем, среди его последователей бытует легенда, что шейх не умер, а бродит по Чечне и, как христианский святой Николай Чудотворец, является людям в трудную минуту. Рассказывают, что его много раз видели во время бомбёжек и спецопераций. Есть мнение, что учение Кунта-Хаджи о ненасилии оказало влияние на философию служившего в Чечне Льва Толстого, а через него - на Махатму Ганди.
18.
На одном из щитов по дороге к зиярату приводится отрывок из проповеди Кунта-Хаджи на чеченском языке: "Придёт горе, не отчаивайтесь; придёт богатство, не радуйтесь. Единственный путь, которым нужно дорожить, - это путь к Богу".
На другой окраине Гуни похоронена сестра Кунта-Хаджи. Её могила, «зиярат Хапты» (на заднем плане посередине), тоже стала объектом паломничества.
19.
На обратном пути от Хедина зиярата в Шали и Грозный верующие посещают уже упоминавшееся село Хаджи-Эвла (чеч. Хьажи-Эвла, Хьажи-Юрт), показанное на заглавном фото.
20.
Там находится ещё один известный в Чечне зиярат - место, где были дом Кунта-Хаджи и его сад.
21.
Отсюда паломники привозят щепотку земли, по которой ходил знаменитый шейх-пацифист. Земля хранится в небольшой пластиковой "теплице".
Неподалёку от сада-зиярата на взгорке стоит новая мечеть с весьма примечательным минаретом - турецкий по стилю, он увенчан «луковицей», характерной скорее для русской колокольни.
22.
Фото
welranТам же, по другую сторону от дороги, - источники, оформленные как шадрваны, турецкие фонтаны для омовений.
23.
24.
25.
Паломники в Хаджи-Эвла. Фото
welran Дорога. Добраться просто: двигаясь со стороны Грозного через Сержень-Юрт, нужно не пропустить левый отворот с трассы Шали - Ведено, он будет перед селением Ца-Ведено. Если вы увидели эти минареты, значит, нужно отъехать чуть назад. ))
26.
По мосту через реку Хулхулау выезжайте с асфальта на грунтовку в сторону села Хаджи-Эвла (до 2009 года - Первомайское; а дороге есть новый указатель, с чеченским названием).
27.
Улица в Хаджи-Эвла.
Из общественного транспорта в Гуни, по непроверенным данным, ходят только маршрутки из соседнего райцентра, города Шали. Из Ведено или Грозного в Гуни можно добраться лишь на такси или автостопом.
При наличии машины посещение Хедина зиярата легко совместить с поездкой в горы -
Ведено , Харачой, красивейшее в Чечне озеро Кезеной-ам...
28.
...и соседние с ним полузаброшенные аулы Хой и Макажой недалеко от дагестанской границы.
29.
Современный Хой: развалины башен, саклей и новые типовые коттеджи с типовой же мечетью. Люди понемногу возвращаются.
Если выехать из Грозного рано утром (с поздней весны до ранней осени), путешествие по указанному маршруту займёт целый световой день.
==========
Чечня, вводная часть. Чечня, Ведено.Чечня, Веденский район (эта публикация).
Чечня, Итум-Калинский район. Ущелье Тазбичи, часть первая. Чечня, Итум-Калинский район. Ущелье Тазбичи, часть вторая. Чечня, Шаройский район. Чечня, Шелковской район. Казаки и Лев Толстой. История Чечни в одном сказочном ауле. Чечня. Мёртвый город в Стране солнца.