СЕДОВО. Музей русского полярника на Кривой косе. Часть вторая

Jan 17, 2018 21:01




- …Сергей, мы вас ждём! - директор седовского музея Валентина Савельевна с коллегами увидели меня ещё на подступах. - Заходите, отогревайтесь. Только чур сначала чай, а потом - экспозиция!

Чай мы пили по-косянски - чайниками, с конфетками, под беседу. Как там Москва да как здесь, в Седове. Как четвёртый год ждут возвращения живущие на Косе беженцы из соседнего Широкина и как война всё не хочет кончаться...

То, что я увидел в седовском музее и в посёлке в целом, живо напомнило недавнее прошлое в России. Даже не нулевые - скорее, середину девяностых. Если в общих чертах, один в один с ростовской или ставропольской глубинкой того времени: под боком стреляют, зарплата стремится к нулю, и если б не сад-огород...

Плюнуть бы да уехать в края более хлебные и спокойные, но не пускает хозяйство, все эти вишни, груши, да виноград, да лодки с сетями. И саманная, обложенная кирпичом хата, которую ещё батя строил, а то и дед. И ещё - птичье царство на косе за посёлком. И - только своим понятные словечки: все эти «байбаки» (вёсла), «дербаны» (доли), «крыги» (льдины), «казаны» (вёдра), «тузлуки» (рассол для рыбы и сала), о которых знать не знают в дальних больших городах...

И в не меньшей степени - земляк, человек моря, память о котором ты профессионально сохраняешь...

И как, бросить всё это? Короче, что там хозяйство - бери больше: родная земля не пускает!


***
Музей строился с 1977 года, когда отмечалось 100-летия со дня рождения Георгия Седова. Аскетичное двухэтажное здание отдалённо напоминает силуэт парусника,
2.



3.



Оформлением интерьеров  - гораздо более интересных, чем наружный облик - занимались художники Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства.
4.



5.



6.



Открытие музея состоялось спустя 13 лет после закладки первого камня, 8 июля 1990 года. Первым директором стал известный донецкий краевед, один из крупных исследователей биографии Седова Михаил Альтер.

Ядро экспозиции - материалы об экспедиции на Северный полюс на судне «Святой мученик Фока». Тут и карта полярной экспедиции, и копии счетов на добровольные пожертвования для покупки собак и провизии.
7.



8.



Тут же и подлинные экспонаты со «Святого Фоки» - части обшивки судна, совковая лопата, найденная на месте гибели Седова при переходе на Северный полюс.
9.



Немалая часть экспозиции - в том числе коллекции марок, открыток и значков - посвящена освоению Севера уже после 1917 года.
10.



Заметна и краеведческо-этнографическая часть, рассказывающая о быте косян позапрошлого и прошлого столетий.
11.



12.



13.



14.



На третий год войны в Донбассе, в сентябре 2015 года, появилась ещё одна постоянная выставка - с осколками снарядов и прочего смертоносного металла из-под Широкина, с Саур Могилы и из Донецкого аэропорта.
15.



16.



***
Георгий Седов (1877-1914), когда-то просто Егор, Жорка, «Седый» был одним из восьми детей азовского рыбака Якова Евтеевича родом с Полтавщины, пришедшего в Приазовье на заработки.
17.



«Отец своими трудами построил хату и приобрел лошадь с дрогами. Но когда находил запой, он прекращал всякую работу и пропивался дотла... До четырнадцати лет я не знал грамоты. Состоял большей частью при отце, промышлял с ним рыбу или уходил на подёнщину в поле. Отец нас вскоре бросил, мы сели на голодовку. Мать, несмотря на слабость здоровья, вынуждена была ходить на подёнщину… После трехлетнего скитания вернулся домой отец, снова взялся за дело и поправил нашу совсем бедную жизнь... Меня отдали в народную школу с оплатой полтора рубля в месяц», - рассказывает Седов в автобиографии.

В 1894 году, тайком от родителей, молодой косянин поступил в Мореходные классы в Ростове-на-Дону. Сохранился диплом 1899 года, в котором записано: «Предъявитель сего Георгий Яковлевич Седов, имеющий от роду 21 год… удостоен звания штурмана дальнего плавания со всеми правами и преимуществами этому званию присвоенными».
18.



После Седов поступил вольноопределяющимся в военно-морской флот и прибыл в Севастополь, где был зачислен в учебную команду и назначен штурманом на учебное судно «Березань». В 1901 году, став прапорщиком запаса, Георгий Яковлевич жил в Петербурге, где экстерном сдал экзамены за курс морского корпуса и был произведён в поручики запаса. Служебный формуляр в личном деле Седова позволяет проследить основные этапы его деятельности за 10 лет после того экзамена:

1902 год. Зачислен на службу в гидрографическое управление. Направлен помощником начальника экспедиции по выполнению съёмочных работ на Новой Земле.

1903 год. Помощник начальника экспедиции по описанию берегов Карского моря.

1904 год. Согласно личному прошению направлен в действующий флот. Командир минолодки № 48 Сибирской Амурской военной флотилии.

1905 год. Помощник лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости.

1906 год. Возглавляет экспедиционные работы по улучшению условий судоходства на Амуре…

1908 год. Проводит рекогносцировочные работы на Каспийском море для обеспечения перевозок нефти водным путём.

1909 год. Начальник гидрографической экспедиции по описанию реки Колымы и морских подходов к ней.

1910 год. Возглавляет работы по описанию и замеру залива Крестового на Новой Земле.

1911 год. Продолжение работы по созданию лоций Каспийского моря...

По предложению вице-председателя Русского географического общества Петра Семёнова-Тян-Шанского Седова избирают действительным членом РГО.

А вот ещё одна запись в служебном формуляре, последняя: 1912 год. «Предоставлен отпуск по службе для устройства по личной инициативе и в частном порядке экспедиции к Северному полюсу».

Хотя проект экспедиции поддержали морской министр Иван Григорович и вице-председатель РГО Семёнов-Тян-Шанский, правительство отказалось выделить деньги на это начинание. Тогда Седов решил собрать средства с миру по нитке. Народные пожертвования составили 98 тысяч рублей. От императора Николая II, уже задним числом, был сделан взнос в сумме 10 тысяч рублей.

В состав экспедиции, помимо самого Седова, вошли географ Владимир Визе, геолог Михаил Павлов, художник Николай Пинегин - все известные в будущем учёные. В общей сложности на экспедиционном судне «Святой мученик Фока», было 27 человек. 27 августа 1912 года они вышли из порта Архангельска.
19.


На судне «Св. Фока». Слева направо: начальник экспедиции Г. Я. Седов, штурман Н. М. Сахаров, геолог М. А. Павлов, капитан судна Н. П. Захаров, П. Г. Кушаков, Н. В. Пинегин, В. Ю. Визе.

Вскоре у берегов Новой Земли «Святой Фока» наткнулся на непроходимые льды и экспедиция была вынуждена зазимовать.
20.


Зимовка «Св. Фоки» у Новой Земли. Фото: Википедия.

Уже в следующем году судно взяло курс к Земле Франца-Иосифа и там, в бухте Тихой на острове Гукера, встало на вторую зимовку.
21.



Для второй зимовки не хватало ни топлива, ни и продовольствия, сказывался и неверно сформированный рацион питания экспедиции. Цинги избежали лишь семь участников, евших собачатину и добытое на охоте моржовое мясо. Большинство экипажа, в том числе сам Седов, от такой пищи отказывались.

Второгофевраля 1914 года, ещё в пору полярной ночи и снежных ураганов, заболевший цингой Седов с двумя добровольцами - матросами Григорием Линником и Александром Пустошным - на трёх собачьих упряжках вышли к полюсу из бухты Тихой.

Спустя 18 дней поход закончился для Седова трагически. Он умер 20 февраля - в холодной палатке на льду, на руках Линника и Пустошного, пройдя до полюса чуть более ста километров из более чем двух тысяч. Товарищи похоронили Седова на мысе Аук на острове Рудольфа - самого северного в архипелаге. Вместо гроба - два парусиновых мешка, в изголовье - крест, сделанный из лыж. В могилу положили флаг, который Седов мечтал водрузить на полюсе.

22.


Могила Седова на острове Рудольфа. Фото с сайта my-sedovo.narod.ru

Когда Линник и Пустошный отправились обратно, одна из собак, пёс по кличке Фрам, осталась у могилы. Матросы не смогли его поймать и оставили небольшой запас еды в надежде, что животное их догонит, но Фрам так и не вернулся.
23.



6 марта 1914 года товарищи Седова, чуть не заблудившись, с трудом вернулись на судно. На обратном пути, 20 июля того же года, экипаж «Святого Фоки» случайно обнаружил и спас на острове Нортбрук (Земля Франца-Иосифа) двух выживших участников ещё одной русской полярной экспедиции - штурмана Валериана Альбанова и матроса Александра Конрада, членов команды Георгия Брусилова.

В пути на юг «Фока» испытывал сильнейшую нехватку топлива для паровой машины, и экипажу пришлось порубить на дрова мебель и палубные надстройки. До рыбацкого становища Рында на Мурмане судно добралось в полуразрушенном состоянии. Дальнейший путь в Архангельск члены экспедиции проделали на рейсовом пароходе «Император Николай II» за счёт капитана, поскольку ни у кого из них не было денег. А спустя чуть более недели, 23 августа 1914 года, в Спасо-Преображенском всей гвардии соборе в Петербурге отслужили панихиду по старшему лейтенанту Седову...

Именем полярника названы Ростовское мореходное училище, которое он оканчивал, ледник и мыс на острове в составе Земли Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде, пик на Новой Земле и один из лайнеров «Аэрофлота». В честь исследователя назвали посёлок, где он родился. Улицы Седова есть в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и Киеве. Именем Седова называли и называют корабли: так, в историю полярных путешествий вошёл дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов», пересёкшего Северный Ледовитый океан.
24.



Наряду с другими полярниками начала прошлого века - Робертом Скоттом, Георгием Брусиловым и Владимиром Русановым - Седов стал одним из прототипов Ивана Татаринова в романе Вениамина Каверина «Два капитана». С Седовым у персонажа схожи внешность, характер и взгляды; совпадает и часть биографии - детство в Приазовье, начало морской карьеры и факты плавания «Святого Фоки».

(В посте использованы отрывки из повести М. С. Альтера «Шаги к мечте».)

Занимательная геопроктология :), ЛДНР, Украина, Непризнанные государства

Previous post Next post
Up