Первые две части рассказа про зороастрийский Новый год в лакском исполнении вроде бы пошли на ура, хотя про НГ в них почти ничего не было. )) Возможно, этими хождениями вокруг да около я кого-то заставил ждать: ну когда этот «писатель» перейдёт к заявленной теме?
В общем, мне совестно, пора исправляться. )) В третьей, заключительной части «Будить весну» речь пойдёт исключительно про лакский Новруз и ничего кроме Новруза. Описание праздничных обрядов с позиции очевидца будет дано с максимумом подробностей, и пусть это никого не смущает. Ведь заряд первооткрывательства, полученный в этой поездке, до сих пор не даёт мне покоя. Так неужели вы думаете, что я не позволю ему вырваться наружу? ;-)
Часть третья. Весна, подъём!
(Окончание. Начало -
тут, середина -
там.)
- Ну вот, концерт вы уже видели. Сегодня увидите, как празднуют в сёлах. - Саша жестом снова приглашает в машину. - Но сейчас это уже не то, что в моём детстве. Размаха нет. Многие за последние годы уехали в город, кто-то молиться стал. Говорят: мы мусульмане, а праздник Весны не наш, языческий!
Пессимизм нашего горца из Сумбатля разделять не хочется, но с его словами закрадываются сомнения: вдруг какие-то традиции ушли в прошлое, остались только в трудах этнографов? Ладно, подождём. Разгадка будет известна меньше чем через полдня.
***
Главная забота в каждой семье - встретить весну достойно. Для этого к её приходу ещё 20 марта готовят сладкие пироги «барта», а к вечеру 21-го - мясной суп «итти нак» с растёртыми пшеничными зёрнами. Как правило, утром того же дня их перемалывает старшая в доме женщина. (В Сашином доме это делала его мама.) Для этого во двор выносят ручные каменные жернова, которым запросто может быть лет сто, а то и двести.
1.
Аул Сумбатль Кулинского района. Патимат Газиева перетирает пшеницу ручными жерновами.
Мужчины - от мальчиков до без пяти минут дедушек - собираются в центре села с твёрдым настроем разбудить весну. В райцентре Кумух такая небольшая, но очень бодрая делегация устроила сход в крепости над аулом.
2.
В старой части Кумуха.
В качестве «будильников» у них самодельные пистолеты-пугачи...
3.
...и кустарные фейерверки: запаянная с одного конца короткая стальная трубка на подставке, деревянная пробка, простецкий бумажный фитиль и сколько хочешь охотничьего пороха.
4.
Ставишь заряженную трубу пробкой к небу, поджигаешь фитиль - и через несколько мгновений деревяшка отправляется в стратосферу. Эти «будильники» из Кумуха оказались настолько мощными и громкими, что мы про себя прозвали их «лакскими миномётами». )))
5.
А в соседнем ауле Шара всё проще и суровее, «миномётов» не держат.
6.
Аул Шара Лакского района.
Вместо них мы увидели деревянные колышки толщиной в два пальца и плоский камень с тремя углублениями, просверленными под диаметр кольев.
7.
8.
Молотком или гладким камнем их забивают в засыпанные порохом углубления...
9.
...А чтобы при взрыве деревяшки вылетали синхронно, от углублений насыпают три пороховые дорожки, которые ближе к краю камня сходятся в одной точке.
10.
Щадя свои пальцы, «пиротехник» подносит огонь к камню на длинной проволоке. Два десятка аульцев, встав неровным кругом, завороженно наблюдают за его «камланием». Едва на пороховых дорожках засверкают первые искры, все как по команде отбегают подальше. Ба-бах! - и через секунду все снова толпятся у камня, и кто-то из старших с детским восторгом забивает новые колышки. Для пущей убедительности сигнал «будильника» повторяют раз десять, пока эхо не устанет метаться между горами.
***
У детей в этот день свои хлопоты - ближе к вечеру они идут «колядовать».
11.
Сумбатль. Сашина дочка Тамара и её подруга.
Прихватив праздничный пирог (ту самую «барту»), они ходят по домам с возгласами «Барт-луй-са!» Старший в доме должен взять «барту» у ребёнка, разломить и отдать половину, но уже с конфетами и другими сладостями.
12.
«Барта», лакский пирог на праздник Весны.
Мальчики и подростки заняты другим важным делом - стаскивают дрова для большого аульского костра или даже не одного.
13.
«Дрова» здесь понятие условное: в дело идёт всё, что можно поджечь, - брёвна, старые доски, сено, всякая-разная ветошь...
14.
...и особенно автопокрышки. По слухам, на праздник их специально привозят с равнины.
15.
Место для костра выбирают такое, чтобы было видно издалека - в горах над селением или у главной дороги. В Сумбатле его разводят на высокой поляне, откуда днём видно всё селение.
16.
С началом сумерек, когда в долину наползает туман, а в ясном небе разгораются звёзды, у огня собираются стар и млад.
17.
В небо взлетают первые языки пламени. Начинает играть народная музыка, и маленькие девочки не сговариваясь пускаются в пляс. Я смотрю по сторонам, пытаясь найти зурначей и барабанщиков, но на поляне их нет. Сейчас таких музыкантов осталось мало - многие разъехались на заработки или вовсе забросили старинную профессию. Зато теперь почти у каждого аульца есть телефон, куда можно закачать сколько хочешь мелодий. Как ни крути, XXI век вносит коррективы даже в самые древние праздники…
18.
Тем временем огонь поднимается всё выше. Два человеческих роста? или уже больше? Лицо и ладони чувствуют сильный жар на расстоянии трёх метров; подойти ближе - и он станет нестерпимым. Вдалеке - там, где во тьме земля смыкается с таким же чёрным небом, - заметны яркие мерцающие точки. Это стараются шаринцы - в их большом ауле разожгли сразу несколько костров.
А у нашего девушки раздают всем конфеты. Мужская часть общества - из тех, кто днём так активно «будил весну», - поздравляют друг друга: проснулась, родимая! По кругу идёт бутыль с водкой. «Кинса бьяннау!» («Всего тебе самого лучшего!») - изрекает тостующий, самый старший мужчина лет под пятьдесят, и залпом осушает стакан. Тара наполняется снова и передаётся дальше. «Цуллу аннау!» («И ты будь здоров!») - отвечает более младший участник и тут же следует его примеру.
Молодые парни соревнуются в метании «турби» - глиняных шариков с фитилями из соломы. Их поджигают тут же, от общего огня. Запас таких первобытных гранат мы видели во дворе Сашиного дома. Очевидно, «турби» готовят в каждой семье, где есть дети.
19.
Вечером 21 марта эти «снаряды» величиной с кулак выпускают в сторону аула. До самих домов они, конечно, не долетают, но…
20.
Сумбатль, метание глиняных шариков на Новруз. Крайний справа парень поджигает травяной фитиль шарика; тот, что посередине, ждёт своей очереди.
Кулинцы рассказывают: брошенным со всей силы комком глины ненароком можно убить. Говорят, такие случаи действительно были. Правда, чаще оказывается, что не на памяти рассказчика, а «во времена предков», когда «турби» метали с помощью пращи, а не голыми руками. Горе-метателей, как ни странно, прощали, во всяком случае не объявляли им кровную месть.
***
Но вот большое пламя прогорает, и люди расходятся. Каждая семья зажигает костёр у себя во дворе. Есть свет от пламени - никто не подумает, что дом пустует. Через семейный костёр прыгают, чтобы избавиться от невзгод и болезней. Разбежавшись, каждый произносит «заклинание»: «Хворь - огню, здоровье - телу!».
А перед сном вся семья собирается за столом, чтобы отведать «мокрого супа». Его варят с таким запасом, чтобы можно было есть три дня подряд, «пока нижние рёбра изнутри не выгнутся».
…Я вспоминаю эту присказку уже в Москве. После Дагестана прошло месяцев девять, но воспоминания по-прежнему греют душу. Всё так же свежи картины с выступлениями на канате, размеренными движениями каменных жерновов и ночной «перекличкой» костров на горах. Не выветрился и запах чудесного горного мёда, подаренного Сашей и Мактиной в дорогу…
21.
Аул Сумбатль Кулинского района.
Поездка в Сумбатль принесла доказательства, которые нам самим хотелось бы видеть: любимый народный праздник у лакцев не выдохся. Он жив и здоров, а его обрядовая сторона ещё более «навариста», чем расписано в сборнике «Народы Дагестана», который мы с пристрастием изучали в канун путешествия. Хочется верить, что такое положение вещей сохранится ещё на несколько поколений.
Другие записи из этой поездки:
Дагестан: вопрос другу. Новруз в Дагестане: казённым языком отчёта. Москва - Махачкала. Поезд, степь и граница. Дагестан - Чечня: спиленная «республика». Кизляр. Город и ножи. Пятничный намаз в Махачкале. Махачкала. Еврейские дворики. Дорожные байки. Будить весну в горной Лакии. Часть первая. Будить весну в горной Лакии. Часть вторая.