- Домой - только послезавтра. Следующий день - в Махачкале. Что бы ещё посмотреть?
В поисках идей мы снова изучали план города с расчерченными от руки линиями: здесь были, то видели…
- К морю ходили, на маяк поднимались, в
главной мечети были… Второй базар прошерстили, сквер на аллее Славы с букинистами - тоже. В главном музее видели почти всё вплоть до запасников. Даже перед студентами, хвала Багдату, выступили, рассказали будущим журналистам о путешествиях…
- А помнишь, на прошлой неделе, ещё до отъезда в горы? Мы спустились из Тарков и шли пешком до центра от Ахмед-хана Султана... На полдороги - синагога, вокруг частный сектор, такой матёрый! Не разбавленный ни салонами красоты, ни стоматологией, ни свадебными бутиками... Одни дворики-лабиринты и коты в подворотнях. А потом сразу - раз, и снова «большая земля», улица Дахадаева. Может, во дворы?
- Помню-помню! Тогда было темно и ты не стал фотографировать. Зато по-свойски зашёл во дворик и ополоснулся из умывальника.
- Ну... так и было. Ты, наверно, до сих пор удивляешься. )) А я загадал вернуться и поснимать по хорошему свету. Пойдём, а?
1.
«Это Махачкала, детка!» По пути от аллеи Славы к синагоге.
Так мы отправились пополнять коллекцию двориков. Солнце понемногу клонилось на запад. От аллеи Славы нужно было идти минут пятнадцать.
2.
Улица Ермошкина.
Финиш - на улице Ермошкина, в бедном квартале с народным названием Еврейские дворики, где находится единственная в Махачкале синагога. «Титульная» община (за исключением старенького председателя и нескольких человек его поколения) уехала в Израиль, и теперь тут проще встретить представителя любой другой привычной в Дагестане национальности.
3.
Махачкалинская синагога (справа).
4.
Глава Совета еврейской общины Дагестана Шими Дибияев в махачкалинской синагоге.
Если считать город за Вселенную, райончик вполне потянет на отдельную галактику...
5.
Махачкала, улица Ермошкина. Первые подворотни на маршруте.
...Ладно, не будем гигантоманами - пусть вместо «галактики» будет «микромир». Такая маленькая общность людей, где частное и общественное уживаются ровно в тех пропорциях, в каких допускают сами обитатели.
6.
Знающие люди говорили, что похожие дворы есть и рядом с вокзалом, и вокруг церкви «на Первухе»*, и много где ещё. («Махачкала не Баку - у нас перестраивают не так быстро!») Дотянуться до тех мест мы не успели, но по колориту вполне хватило Еврейских двориков.
7.
Запутанные проходы среди низких домиков без возраста и бесчисленного самостроя - полная противоположность большим и радушным дворам Старого Тбилиси.
8.
Не похожи они и на дербентские магалы - те куда более древние и обширные, можно гулять хоть целый день.
9.
Нет ничего общего и с
ростовскими - те очень разные и по атмосфере, и по архитектуре, и по конфигурации. И, конечно же, изнанка махачкалинской улицы Ермошкина, этот привет из середины XIX века, даже отдалённо не напоминает львовские или питерские закоулки с их каменными «колодцами».
10.
Можно сказать, что махачкалинскую синагогу окружают узкие ущелья, где чужие не ходят, а любой пришелец вызывает… нет, не подозрительность, но точно - молчаливое удивление. Если пришелец неразлучен с фотоаппаратом, удивления будет меньше, понимания - больше: раз человеку любопытно, пусть ходит. Ещё подскажут, где по соседству двор более запутанный, а значит - более интересный. )))
* В районе Махачкала-Первая.
Другие записи из этой поездки:
Дагестан: вопрос другу. Новруз в Дагестане: казённым языком отчёта. Москва - Махачкала. Поезд, степь и граница. Дагестан - Чечня: спиленная «республика». Кизляр. Город и ножи. Пятничный намаз в Махачкале. Дорожные байки. Будить весну в горной Лакии. Часть первая. Будить весну в горной Лакии. Часть вторая. Будить весну в горной Лакии. Часть третья.