Большой трип по Дагестану мы решили начать с Кизляра - самого русского города самой многонациональной республики Кавказа.
Решение принималось в твёрдом уме и трезвой памяти, поскольку «прокизлярских» доводов набиралось более чем достаточно. Во-первых, было бы неправильно начинать знакомство с регионом с его столицы. (Знаю, это очень субъективное мнение, но ничего с ним поделать не могу.) Лучше готовиться к встрече с ней потихоньку, «поглощая» по дороге другие интересные города и веси, размером поменьше. А Кизляр - город, конечно, интересный: как-никак бывшая крепость на краю империи и родина Петра Багратиона, героя войны 1812 года.
Во-вторых, не хотелось терять время впустую: расстояние от Кизляра до Махачкалы, эту «финишную прямую» маршрута, поезд преодолевает целых три часа, если не больше.
В-третьих, из Кизляра есть дорога на левобережье Терека - к бывшим казачьим станицам в Чеченской Республике. Бороздиновская, Дубовская, Каргалинская, Курдюковская, Старогладковская - все они начиная с XVIII века были частью
Кизлярской укреплённой линии, одного из южных рубежей России. Было бы здорово проехать в Махачкалу этим путём, чтобы помимо Дагестана «покорить» ещё и Чечню.
(В итоге
«покорение» состоялось даже в большем объёме, чем планировалось. Благодаря доброму камазисту Адаму мы проехали все надтеречные станицы до райцентра Шелковская, посетили хутор Паробоч и, сделав изрядный крюк, развернулись в сторону Махачкалы только в Гудермесе.)
В-четвёртых, но не в-последних, у нас намечалась прогулка в самом Кизляре. Этот город, лишившийся своей крепости и большинства храмов (русских, грузинских и армянских), сейчас интересен только атмосферой. Такой смеси французского с нижегородским городского с деревенским и советского с современным, пожалуй, нет больше нигде в Дагестане.
Но главное, чем примечателен этот город, - это сочетание славянского и горского. По сути, Кизляр и в наши дни такой же
фронтир, что и в XVIII веке, но теперь в другом смысле - этнографическом.
Последние полстолетия, с тех пор как многие народы Дагестана стали переселяться на равнину, славянского в Кизляре становится всё меньше. Старые мазанки с деревянными ставнями теряются на фоне каменных особняков «новых дагестанцев», на единственный православный храм приходится не меньше семи мечетей, а одна из улиц получила имя имама Шамиля, чьи мюриды осаждали кизлярскую крепость. Если мерить на глаз, доля русского населения в 48-тысячном городе сейчас не превышает и трети.
1.
Кизляр, Георгиевский собор.
2.
3.
На улице Октябрьской.
Ко всему прочему, Кизляр начала XXI века - место ни капли не туристическое. Причём настолько, что в первые пару часов после поезда нас дважды успели принять за иностранцев, а на третий раз - при проверке документов на вокзале - совершенно искренне не поняли, зачем вообще мы приехали в Дагестан.
4.
Клон Московского кремля в сквере 50-летия Октября.
5.
В центральном парке. Всё как лет 30 назад.
6.
Центральный рынок.
Впрочем, в масштабах страны Кизляр известен не этим. «Лучший в мире город замечательных коньяков и прекрасных женщин» - сказал о нём как-то Расул Гамзатов. Кто-кто, а народный поэт Дагестана знал, о чём говорил. ))
7.
Из фондов кизлярского краеведческого музея.
Есть ещё
кизлярские ножи, но это другое дело. Они тоже «визитка» города, но недостаточно раскрученная. О них, безусловно, знают, но не настолько широко, как о предмете высказывания Расула Гамзатовича. )) Всё-таки 15 лет со дня открытия завода - не такой большой срок. С этими мыслями мы заблаговременно попросились на экскурсию, отправив мейл на имя главного инженера предприятия Владимира Деркача. Ответ пришёл не по-столичному быстро: «Проведём, покажем. Будете в городе - подъезжайте к проходной и оттуда позвоните. Я вас встречу». Всё оказалось настолько просто и демократично, что я ещё долго не верил глазам и ушам.
8.
На перроне ж/д станции «Кизляр».
Завод (и фирменный магазин) находятся не в Кизляре, а в соседнем посёлке Ждановка (на фото). От вокзала до него 15-20 минут пешком в противоположную от города сторону.
9.
Указатель - единственный ориентир. Как увидите - сворачивайте по стрелке в частный сектор, там найдёте.
10.
Так выглядят корпуса завода со стороны проходной. Предприятие занимает довольную большую территорию и работает не только для российских, но и для зарубежных заказчиков. Продукция делается как из прокатной, так и из кованой стали.
11.
Первое, что мы увидели внутри, была варка «дамаска». Завораживающее зрелище!
12.
Так выглядит многослойная заготовка дамасской стали.
13.
А в этом цехе вырезают болванки из «простой» стали, прокатной. В полноценные ножи они превратятся ещё не скоро...
14.
Будущие шашки и кинжалы. На конечный продукт они пока похожи не больше, чем шимпанзе на человека...
15.
Одна из первых стадий превращения: на клинке вырезается жёлоб.
16.
17.
Заточка.
18.
Шлифовка клинка.
19.
20.
Как отличить настоящий «кизляр» от «почти настоящего»? Всё просто: на родных клинках маркировку наносят специальным прибором при помощи лазерного луча. Им выводят и логотип завода, и название модели ножа, и «регалии» какого-нибудь именитого заказчика. Получается гораздо изящнее, чем самая тонкая гравировка.
21.
22.
Большую часть ножей в Кизляре украшают гравировкой с чернением.
23.
24.
Художественный цех - женское царство. «Вы бы хоть предупредили заранее - мы бы маникюр сделали», - попеняли сотрудницы нашему провожатому, недвусмысленно глядя на камеру.
Художницы разрабатывают дизайн каждой новой модели, а также вручную наносят на металл узор для дальнейшего
травления.
25.
Роспись будущего кинжала. По словам Деркача, за основу берётся традиционный кавказский узор, в том числе знаменитые кубачинские образцы.
26.
Пора приделывать рукоять. В Кизляре их вытачивают только из твёрдых пород дерева, например из кавказского ореха. Не увидел бы своими глазами - с трудом бы поверил, что они появляются из таких вот «паркетин».
27.
Затем накладки вырезают на станке по лекалам...
28.
...и сортируют по моделям ножиков.
29.
30.
Кинжалы и шашки (как сувенирные, так и боевые) украшают тут же, на заводе. В этом цеху делают металлические детали для рукоятей и ножен.
31.
32.
33.
Латунные и мельхиоровые накладки на рукояти шашек.
Мастер прикрепляет «пуговицу» - заклёпку на рукояти кавказского кинжала.
34.
Так «пуговицы» выглядят крупным планом. (Фото не моё, но суть вопроса отражает верно. ))
35.
Другие записи из этой поездки:
Дагестан: вопрос другу. Новруз в Дагестане: казённым языком отчёта. Москва - Махачкала. Поезд, степь и граница. Дагестан - Чечня: спиленная «республика». Пятничный намаз в Махачкале. Махачкала. Еврейские дворики. Дорожные байки. Будить весну в горной Лакии. Часть первая. Будить весну в горной Лакии. Часть вторая. Будить весну в горной Лакии. Часть третья.