СТРАНА ГОР В СТИЛЕ "ЭТНО" (подражание Расулу Гамзатову)

Dec 11, 2012 18:54


Вкусные обычаи
- Сирога! По-нашему, по-аварски, тебя зовут Серажутдин! - провозгласил в день моего приезда дядя Мухаммед, шурин хозяина. - Теперь мы должны зажарить курицу - у тебя же новое имя!

Против курицы я ничего не имел. Но вот в остальном...
- Постойте! Ведь и родители, и друзья, и все-все-все зовут меня Сергеем.
- Так ведь это дома, - в шутку заупрямился Мухаммед. - А у нас в гостях ты Серажутдин. Поэтому курицу мы всё равно приготовим!

С этими словами мы поехали к Мухаммеду из Махачкалы в Тарки.


Полиглоты с пелёнок
В семье директора Республиканского центра детско-юношеского туризма Алибека Алиевича Хайбулаева новая радость - 11-месячная внучка Айшат произносит первые в жизни слова. Не беда, что сейчас они понятны только самой малышке и отчасти - её маме и бабушке. Лет через пять девочка будет полиглотом!

- Мы её сначала по-каратински научим, а уже потом по-русски, - говорит бабушка
Маржанат. - Пусть первым знает родной язык, ведь в нашей семье все
говорят на нём дома. А в садик пойдёт, выучит и русский.
- Наш род пошёл из аула Карата, - вступает в разговор Арсен, четвёртый сын Алибека, - того самого селения, где похоронен Джамалутдин, один из сыновей имама Шамиля. Наш аул - центр Ахвахского района, наверно самого многоязычного во всём Дагестане. В районе около 25 сёл, люди в них говорят на 15 языках и диалектах: каратинском, ахвахском, аварском, ботлихском... Два человека из соседних аулов будут разговаривать каждый на своём родном наречии - и не поймут друг друга. Тогда не сговариваясь они перейдут на русский - в школе его обязательно учат все. Ну а даргинский, аварский, лезгинский и другие литературные языки Дагестана у нас изучают факультативно.

Полумесяц, рога и машина

Над воротами своего дома многие в старых кварталах Дербента вешают подкову
на счастье и бараньи рога - говорят, от сглаза. Эти обереги родом ещё из домусульманской эпохи. Сейчас, когда ислам на Восточном Кавказе год за годом обретает былое дореволюционное влияние, композиция "рога и копыта подкова" нередко увенчивается полумесяцем со звездой.

Любопытны и надгробия на дербентских кладбищах. Чаще всего это тонкие, вертикально стоящие столбы из мягкого камня, украшенные затейливой арабской вязью и рельефными изображениями минаретов, обращённых в сторону Мекки. Ставя памятник на могиле мужчины, в камне вырезают осёдланного коня, кинжал и ружьё - то немногое, что, по народным поверьям, сопровождает джигита в иной мир. Впрочем, в последние годы на некоторых памятниках конь уступил место... автомобилю. Видимо, чтобы на ВАЗ-2106 с двигателем в десятки лошадиных сил уважаемый покойный быстрее добрался до райских врат.

Интересно, что сказали бы по этому поводу ревнители исламских строгостей? А археологи будущего?

Око за око: как с этим сегодня?

Малое селение Харачи, что в Унцукульском районе. Сюда ещё до Шамиля, когда шариат и не пытался вытеснить традиционные обычаи-адаты, высоко в горы выселяли кровников - тех, кто запятнал себя убийством.

Так появилось село в 300 человек, где все мужчины и в нашем веке имеют не самое отвлечённое представление о кровной мести. Так или иначе каждый взрослый харачинец испытал на себе её последствия, правда, по большей части косвенно. (Дальние родственники либо когда-то сами были кровниками, либо прятали кровников, либо мстили за кровь даже при строжайшем запрете советской власти.) И сейчас, оплакивая умерших мужчин, женщины-харачинки причитают как по убитым в схватке: "Какая шея была для кинжала; ах, какая грудь - для пули."

"Очень гостеприимные, кристально честные, но дикие какие-то," - отзываются об аульцах их соседи.
"В Харачи отцы не отпускают дочерей в школу после четвёртого-пятого класса, - рассказывает унцукульский краевед Гаджи Гусейнович Ибрагимов. - Я при Союзе инспектором роно был. Приезжаю в Харачи, спрашиваю: почему у вас девочки в школу не ходят? Чтобы мести не было, отвечают. Вдруг кто-то обидит дочку? Словом или поступком, не имеет значения - такого, говорят, у нас прощать не принято. Впрочем, школу (а в Харачи только восьмилетка) девчонки всё же оканчивают. Остаётся только догадываться как: они получают аттестаты сидя дома".

Если вы неразлучны с камерой...
...и захотите сфотографировать незнакомых горских девушек, чья внешность покажется вам особенно колоритной, - пожалуйста, спросите их согласия. Но не "в лоб", а дипломатично. Например, так:

- Я не обижу вас тем, что сфотографирую?

Панибратство в отношениях с незнакомцами отнюдь не в обычае горянок, но такая ваша деликатность вряд ли вызовет отказ. "Ну, только никому из наших не показывайте", - не без смущения попросят вас в ответ. Именно так автору этих строк удалось запечатлеть, как симпатичная табасараночка набирает воду из родника.

С мужчинами договориться гораздо проще. "Сэйчас, дорогой, только бороду расчешу", - скажут вам и сфотографируются с большим удовольствием.

Украшает мужика борода!

И в отдалённых чабанских приютах, и в Махачкале очень терпимое отношение к двух-, трёх- и даже пятидневной щетине.

Конечно, гостю, которого в этих краях боготворят, и можно и здесь хранить верность московской привычке, ежедневно до синевы тираня бритвой свой бедный подбородок. Но это выдаст приезжего скорее, чем даже светлые волосы и отсутствие кавказского акцента при разговоре. Ибо в сознании дагестанца колючки на подбородке - почти полноценная борода, свидетельство мужественности и прочее в том же духе. (При этом неважно, что "бороде" всего двое суток.)

Бриться каждое утро - жутко непрактично, ибо то, что дагестанец с превеликим трудом соскоблил утром, вырастет к обеду в том же объёме. В общем, в Дагестане без лишних колебаний можно перенимать счастливый обычай небритья. Долой пену, станок и сменные кассеты с двойным лезвием!

Всё или ничего?

Я ехал в Дагестан, думая, что знаю о нём почти всё. Прожив здесь первые два дня, я понял, что не знаю почти ничего; что ворох моего "краеведческого материала", наспех собранного перед путешествием, не идёт ни в какое сравнение с исторической памятью дагестанцев.

Да, у них это в крови: все патриоты, все открыты гостю. В каждом: аварце и даргинце, кумыке и лезгине, агуле и табасаранце - живёт незаурядный краевед. Слова дагестанца: "Нужно показать человеку наш край" - станут для вас тем волшебным ключом, который приоткроет дверь в древность Страны Гор.

О затерянном среди скал маленьком ауле вам будут охотно рассказывать весь день и всю ночь, потому что он родной и этим всё сказано. Не зря в старину, отправляясь на войну или в дальнюю дорогу, горцы брали с собой по щепоти земли от родной сакли. Если один из них погибал на чужбине, его кунак присыпал тело родной землёй. Считалось, что тогда человек похоронен на родине.

Итак, в Дагестан можно ехать, не зная о нём практически ничего. Правда, при одном умении: нужно быть внимательным и благодарным слушателем. Этого, пожалуй, будет достаточно, чтобы навсегда сохранить в сердце частичку этого горного многоязыкого края.

Махачкала - Дербент - Унцукуль - Гуниб - Москва.
28 января - 8 июня 2002 г.

Другие рассказы из сборника:
[О любви, рефлексах и дорожном счастье (вместо предисловия)]
http://serge-novikov.livejournal.com/1026.html

[Пара строк из Карабаха]
http://serge-novikov.livejournal.com/1832.html

[Осетинские этюды]http://serge-novikov.livejournal.com/tag/%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D1%8E%D0%B4%D1%8B

Кавказ и Закавказье, Дагестан, Дорожные очерки, За жисть, Для будущей книги

Previous post Next post
Up