Роща Хе́тага - сохранившийся участок леса почти идеально круглой формы, площадью около 13 гектаров, в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ - Алагир. Если двигаться из Владикавказа на запад, на пути к Алагирскому ущелью по правую руку от дороги будет небольшая роща, а рядом - крытый павильон, издалека похожий на автобусную остановку.
В центре павильона красочное панно - седовласый старец парит на горами верхом на крылатом коне. Старца осетины называют Уастырджи, в христианской традиции - святой Георгий, самый почитаемый в Осетии святой.
2.
Осетины почитают Рощу как священное место. Ежегодно во второе воскресенье июля на праздник Хетага сюда съезжаются люди со всей республики, а также из соседней Южной Осетии.
3.
Каждое осетинское село имеет в Роще своё место для празднования. Повсюду здесь установлены металлические кубышки, куда верующие опускают денежные пожертвования.
4.
На восточной окраине рощи построен кувандон - молитвенный дом. Женщинам туда можно заходить лишь по праздникам.
5.
Согласно легенде, Хетаг был христианином, сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и он решил скрыться в Осетии. По другой версии, Хетаг бежал из родных мест с украденной невестой.
По пути в Куртатинское ущелье, у современного села Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из чащи беглец услышал зов: "Хетаг! В лес, в лес!". Но домчаться до леса тот уже не успел бы. И тогда беглец произнес: "Пусть лес придёт к Хетагу!" - и его окружила густая чаща. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага.
Он прожил в роще около года, а после перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых. Самым знаменитым представителем этого рода является основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров.
6.
По легенде, в Роще Хетагу явился святой Георгий.
7.
Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди из всех уголков двуединой Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в священной роще, имеют особую силу. Главное не причинять ей при этом вред.
8.
С рощей Хетага связано много традиций: к примеру, отсюда ничего нельзя выносить, даже жёлуди. За ослушание Хетаг сурово наказывает каждого, кто нарушит запрет. Сухие деревья тоже не вывозят, лишь складывают погибшие стволы в сторону.
В деревянной фигуре (справа от стола) во время праздника устанавливают свечи.
Фото:
welran.
9.
В древности только самые достойные мужчины допускались в Рощу, чтобы попросить у Бога и Уастырджи об урожае, излечении от болезни и т.д.
Фото:
welran.
10.
Ещё в первые десятилетия прошлого века женщинам нельзя было заходить в Рощу, однако в годы Великой Отечественной войны они стали приходить сюда, чтобы помолиться за воюющих мужчин. С тех пор данный запрет исчез естественным образом.
11.
Фото:
welran.
12.
Большинство осетин - православные христиане, но православная традиция у них переплетается с традициями национальными. Так, осетины чтят святого Георгия Победоносца (Уастырджи). В народном сознании его образ сочетает черты православного мученика и героя из языческого пантеона.
Фото:
welran.
13.
В Роще есть каменный стол для трёх пирогов - атрибута любого осетинского моления-застолья. Принесённые сюда пироги должны быть тёплыми, так как, по поверью, при приготовлении в них впитываются добрые намерения человека. А в тёплых пирогах эти намерения сохраняются лучше.
14.
Помимо пирогов на празднества в Рощу приносят домашнее пиво и араку.
15.
Роща не имеет какого-либо государственного статуса. Это не памятник природы или культуры - это общенациональная святыня. С 1994 года День Хетага отмечается в Северной Осетии как общенародный праздник.