Чистые ручки

Jan 02, 2025 13:50

  • «И, призвав народ, сказал им [Иисус Христос]: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека» (Мф.15:12-20).

Господь неоднократно исцелявший безнадежно слепых от рождения, оказывается совершенно бессильным тогда, когда речь идет о духовной слепоте фарисеев. Если даже Христос - Абсолютный Врач и Учитель! - и то в некоторых ситуациях и говорил «оставьте их» (т.е., «им уже не помочь»), то что говорить о нас?
Порою так и хочется на эмоциях отойти в сторонку, махнуть на всё и сказать: «Да молись оно всё конём!», но удерживают только остатки саморефлексии - ведь каждый почитает за слепого фарисея строго своего оппонента, и никогда - себя самого. Нет, не дождутся! Сам никогда не пойду и буду стоять до конца.

Но, пожалуй, важно вернуться к контексту сказанных Господом слов - он интересен!
У фарисеев было учение о «поднимании рук» (нетилат ядаим, от נטילת ידים) - т.е., о ритуальном омовении рук, которое изначально должны были исполнять только лишь священники, что следовало из повеления Господа Моисею: «И говорил Господь Моисею так: И сделай сосуд из меди, и его основание из меди, для омовения; и поставь его между шатром собрания и жертвенником, и влей в него воды. И омывать будут Аарон и его сыны из него руки свои и ноги свои. При входе своём в шатёр собрания будут они омывать (их) водою, и не умрут, либо приступая к жертвеннику, чтобы служить, воскурить огнепалимую жертву Господу. И будут они омывать руки свои и ноги свои, и не умрут; и это будет им законом вечным, ему и его потомкам для их поколений» (Исх.30:17-21). Фарисеи, не довольствуясь сказанным, произвольно распространили это предписание на всех своих последователей. Объяснялось это так: священники должны были омывать руки перед тем, как есть труму (часть урожая, предназначенную священникам), а для того, чтобы приучить их делать это постоянно, и было постановлено, чтобы даже простые евреи омывали руки перед едой. Эта норма сохраняется талмудическими иудеями и теперь, поскольку они надеются, что в скором времени храм будет отстроен, и поэтому они должны быть готовы есть в ритуальной чистоте.

Фарисеи укоряли Иисуса, что Его ученики едят неумытыми руками (речь не о гигиене, а о ритуальной чистоте, опять же), но Тот, поскольку среди Его учеников не было священников, и речь шла не о поедании трумы, заступается за них: высосанные из омовенных пальцев фарисеев нормы являются собственной проблемой фарисеев, а не Его учеников. А то, в чем учение фарисеев было согласным Божественному Откровению, нужно было соблюдать, о чем мы и читаем в Мф.23:2-3: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».
Христос прекрасно понимает, что когда покойники начнут учить жизни, то многим захочется скорее помереть, а когда лицемеры станут учить Слову Божьему, то может массово перехотеться ему следовать - назло лицемерам. В том числе и поэтому Господь и говорит, что блажен тот, кто не соблазнится о Нём (см.: Мф.11:6, Лк.7:23) - и если эти слова были актуальны во времена проповеди Самого Иисуса, то что уж говорить про наши времена, когда проповедуют такие, как я!
Но не надо назло фарисеям ходить без шапки и отмораживать себе уши! Вы не соблазняйтесь: живите в радости о Господе и следуйте Ему в Любви - вопреки искушениям, приходящим со стороны учителей, и во славу Отца и Сына и Святого Духа. Победа Христа безупречна, и ее последствия неустранимы: милость, заслуженная для нас Им, дойдет для всех взыскующих её, а если и нет, то дело будет уже не столько в «проводнике», сколько в самом реципиенте.

Не превращайте молитву перед едой в банальный аналог такого вот ритуального омовения, просто выполненный без воды, но с тем же смыслом.
И, кстати, не факт, что руки перед едой не нужно мыть - важно, с какой целью это делать. Никогда нельзя выключать мозг, чтоб не разбить лоб во время молитвы, а во время чтения Евангелия не загнуться от какой-нибудь дизентерии или тифа.

P.S. Господь кратко перечисляет «самое актуальное»: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления… Почему список именно таков? И если со всякими злыми мыслями, развратом, насилием, сквернословием и богохульством все очевидно и само собой разумеемо, то… наличие лжесвидетельства (а не просто лжи!) в этом перечне сначала у меня вызывало вопросы. А теперь нет, больше уже не вызывает…



«Пилат умывает руки» - Дуччо ди Буонинсенья. «Маэста», 1301 год, деталь.

Previous post Next post
Up