А давайте сегодня вечерком почитаем статью в Православной Энциклопедии, повествующую о подготовке, проведении и последствиях т.н. Львовского собора (1946), на котором, якобы, была упразднена уния (еще раз).
https://www.pravenc.ru/text/2561010.html Отрывочно:
«…Свою роль сыграл и окончательный отказ руководства СССР от попыток сближения с Ватиканом, после чего произошел переход к прямой конфронтации с Папским престолом… Карпов получил от курировавшего его в правительстве наркома иностранных дел В. М. Молотова поручение подготовить программу мероприятий по противодействию Ватикану… Для борьбы с католич. Церковью, «ставшей на путь защиты фашизма и добивающейся своего влияния на послевоенное устройство мира», предусматривалось прежде всего прекращение деятельности УГКЦ. Вместо прямой адм. ликвидации структур униат. Церкви было решено организовать переход ее приходов в юрисдикцию РПЦ… Вовлекая РПЦ в свою политику борьбы с Ватиканом, руководство Советского гос-ва тем самым возлагало на правосл. Церковь долю ответственности за собственные репрессивные действия. 15 марта Карпов представил Сталину (копии - Молотову и наркому внутренних дел Л. П. Берии) доклад с планом действий «по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви». План предусматривал организацию внутри клира УГКЦ Инициативной группы, которая должна была призвать униатское духовенство к переходу в Православие.
В апр. 1945 г. советские органы госбезопасности провели аресты руководства УГКЦ… Впосл. все епископы УГКЦ были приговорены к длительным срокам заключения. В это же время Московская Патриархия получила возможность для восстановления своих епархиальных структур в Галиции и для публичных выступлений по вопросам исторических судеб Православия на Зап. Украине (что ранее встречало возражения со стороны Совета по делам РПЦ)…
28 мая 1945 г. члены Инициативной группы прибыли в Киев для переговоров с представителями властей УССР. От их имени было составлено обращение «Ко всечестному греко-католическому духовенству в западных областях Украины», в котором говорилось о пагубности унии, подчеркивалось, что она «была придумана и осуществлена поляками как наиболее успешный и наиболее эффективный способ к уничтожению Руси». Инициативная группа констатировала, что УГКЦ в наст. момент лишена руководства и дезорганизована, поскольку ее иерархи «не сориентировались ни в политической, ни в церковной вновь возникшей ситуации». Поэтому члены группы взяли на себя задачу ликвидации унии и воссоединения с правосл. Церковью. В обращении говорилось: «Государственная власть будет признавать только нашу Инициативную группу, и никакой другой административной власти в Греко-Католической Церкви не будет»… Активные противники воссоединения с РПЦ подвергались адм. давлению, высылкам, в дальнейшем - арестам, которые обычно обосновывались сотрудничеством с нем. оккупационными властями и поддержкой укр. националистического подполья.
18 февр. 1946 г. на заседании Инициативной группы был окончательно согласован состав Собора. 23 февр. в Киеве в малом Воздвиженском храме Киево-Печерской лавры был проведен чин присоединения к Православию членов Инициативной группы - священников Гавриила Костельника, Антония Пельвецкого и Михаила Мельника, а также 10 др. греко-католических клириков. В тот же день Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник приняли монашество с сохранением прежних имен. 24 февр. состоялась архиерейская хиротония Антония (Пельвецкого) во епископа Станиславского и Коломыйского, 25 февр.- хиротония Михаила (Мельника) во епископа Дрогобычского и Самборского. В тот же день Г. Костельник был возведен в сан протоиерея. 6 марта во Львове на квартире Г. Костельника состоялся Предсоборный совет с участием 18 правосл. и греко-католич. священников и 2 епископов РПЦ. Был утвержден окончательный план проведения Собора и выработаны проекты соборных постановлений. Местные власти взяли на себя организацию приезда и размещения участников Собора. Очевидно, были приняты меры по недопущению на Собор противников воссоединения с РПЦ. Однако сторонники сохранения унии и сами уклонялись от подобного мероприятия, считая, что это выглядело бы одобрением деятельности Инициативной группы. Делегатами Собора стали 2 епископа РПЦ, 216 священнослужителей (из них 12 уже присоединились к Православию) и 19 мирян…
Сообщалось, что к открытию Собора из числа греко-католич. клира к Инициативной группе присоединились 986 чел., отказался присоединиться 281 чел. Т. о., общая численность духовенства УГКЦ должна была составлять 1276 чел., из которых подавляющее большинство (78%) высказались за отмену унии и воссоединение с Православием. Однако известно, что, по данным советских органов, на их учете в сент. 1945 г. находилось 1684 греко-католич. священника, следов., к марту 1946 г. численность униат. духовенства уменьшилась более чем на 400 клириков. Видимо, эту массовую убыль составили священники, к-рые были арестованы, высланы или сами отказались от священнического служения… Воссоединение с Православием поддерживало более половины (58%) униат. духовенства, оставшегося на родине.
Нередко также ставилась под сомнение степень искренности униат. священников, которые поддержали Инициативную группу якобы только из страха перед репрессиями со стороны властей. В качестве подтверждения этого приводится высказывание Г. Костельника в письме патриарху Алексию I от 3 окт. 1945 г. о том, что «только очень небольшой процент между нашими священниками, присоединившимися к «Инициативной группе», сделали это по убеждению. Таких священников нет вероятно и 50. Другие сделали это потому, что «нет иного выхода» из образовавшегося положения... Но если бы не было нажима со стороны государства, то наверняка в нынешних условиях даже 50 священников не нашлось бы таких, какие хотели бы «разрушить» греко-католическую церковь, чтобы преобразовать ее в православную...». Как писал один из противников Инициативной группы: «Собор - это отрицательный шаг. Объединение осуществляется очень быстро и под натиском власти. Лучше было бы это сделать постепенно». Следует учитывать, что глава Инициативной группы сам призывал «действовать осторожно и строго выдерживать эволюционные темпы осуществления православия в униатской церкви», за что представители властей обвиняли Г. Костельника в «недостаточной оперативности» и «попытках затянуть воссоединение», торопили с проведением Собора...».
«Для «успешного окончания ликвидации остатков унии» советские власти применяли различные репрессивные меры по отношению к отказывавшимся переходить в Православие униат. клирикам. Им отказывали в офиц. регистрации, запрещали проводить богослужения в храмах, их облагали повышенными налогами, для них повышалась арендная плата за жилые и хозяйственные помещения. Применялись и прямые репрессии… Отказались присоединиться к Православию 590 священнослужителей УГКЦ, из которых были арестованы и осуждены 344 чел»…
Мне доводилось читать у некоторых православных авторов, утверждения о том, что т.н. Львовский собор был просто невероятно каноничным. Но Православная Энциклопедия, вроде бы, понимает всю «неловкость» ситуации и пытается вырулить за счет бездоказательных предположений, что народ всё это поддерживал, а сами униаты небезосновательно обвинялись в антисоветчине, словно сама по себе такая поддержка, даже если бы она была, и такие обвинения способны были разрешить «нравственные неудобства» ситуации.
И тем не менее, дальше Энциклопедия говорит:
«Для правильной исторической оценки Л. С. недостаточно, как это делается в совр. греко-католич. историографии, говорить о «православно-коммунистическом насилии» - необходимо ответить на вопросы: какие силы, каким образом и что именно создавали на Брестском Соборе и соответственно кто, что и как разрушал на Львовском…».
Т.е., из этого и последующего следует, что автор пытается либо подменить обсуждение темы беззакония Львовского собора темой беззакония Брестского собора (полемическая уловка) или же вывести законность Львовского собора из беззаконности Брестского - словно грабить награбленное это норма (ну, с 1918 года так точно).
«Каноническая правомочность деятельности Инициативной группы Костельника была ничуть не меньшей, чем у инициаторов создания унии - епископов Кирилла (Терлецкого) и Ипатия Потея. Применяемые советскими властями методы ликвидации унии были более мягкими, чем способы ее введения», - читаем мы в статье.
Аналог «им можно, а нам что - нельзя?» или «сам дурак!». Но отвечая на известные всем претензии о неканоничености Львовского собора, риторический вопрос нужно ставить иначе: «Было ли в действиях Инициативной группы больше каноничности (права, правды, справедливости, чести, достоинства, любви, Христа и Духа Святого, в конце концов), чем в действиях заводил Брестской унии?». А если нет, то зачем это всё?
Ну, и на чистом глазу делать правовое сравнение событий 1596 и 1946 года - это вообще что-то неудобовразумительное. Таким образом можно оправдать многие беззакония - мол, не на кол же посадили, как при царе Горохе, и ладно! Если есть желание, то правильнее было бы сравнивать вопросы религиозных прав и свобод в ВКЛ с аналогичными параметрами в Московии XVI века, и даже если вторая возьмет в этом верх над первым (допустим), то для не то что христианского, а для просто нормального невывихнутого правосознания совершенно очевидным является то, что напрасно искать законности своих действий в чужом беззаконии пятивековой давности, пусть и несомненном.
На мой взгляд, «решение униатского вопроса», которое мы имеем в 1946 году, совершенно бесславно и позорно. Оно уничижает достоинства выбора тех условных добровольцев, которых хоть и «не было и пятидесяти», но которых, всё же, сколько-то да было, и оно становится причиной в будущем неразрешимого религиозного конфликта и усугубления межконфессиональных противоречий, а значит и расширения раны на Теле Христовом и, не без этого, радикализации политических взаимоотношений, которая может закончится ядерной войной.
Но что с меня взять! Со мной и так все ясно (для некоторых).
Мне сегодня в ленте попались прекрасные слова свт. Афанасия (Сахарова) из его письма священнику Иосифу Потапову от 4 мая 1955 г. Цитата:
«Говорят, пр[еосвященный] Тихон очень часто повторял: «Ужасно, ужасно!..». Да, ужасно, ужасно. Ложь, обман, неискренность, неправда там, где должна быть одна правда…На днях Е[гор] Е[горович] привез мне от епископа Исаии 2-й № журнала за текущий год. Там на 17-й странице - о воссоединении западно-украинских униатов. Весть об этом событии до меня дошла летом 46-го г. и весьма обрадовала меня. Но в августе того же года в Мариинской пересыльной тюрьме я встретился с униатскими митрополитом Львовским и епископом Станиславовским. Где третий епископ, взятый вместе, они не знали, а четвертый умер в Киевской тюрьме, - на Украине всего и было 4 епископа. И моя радость рассеялась… Православной Церкви не нужны насильно присоединенные. Позднее я встретился с рядом украинских священников, некоторые, мне казалось, были близки к воссоединению, если бы не такою “любовию” воссоединяли. На “собор” во Львове 8-9 марта 46-го г. священники были привезены, причем их семьи не знали, куда их повезли. Только во Львове им самим объявили: будет собор. Или присоединяйтесь, или… И не стыдятся теперь ставить это “воссоединение” в заслугу и писать: “отторгнутое насилием воссоединено любовию”. Ужасно. Ужасно… И многое другое в том же №. Чтение журнала произвело на меня такое впечатление, что на другой день пришлось пригласить врача, и меня теперь пичкают и порошками, и горькой микстурой...». (Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. - М. : Правило веры, 2001. - 751 с. (Русское Православие XX века).
на иллюстрации: участники Львовского Собора 1946 г. голосуют за воссоединение западно-украинских униатов с Русской Православной Церковью.