Свет Христов

Nov 18, 2024 11:40


Когда-то в древности философы специально ослепляли себя (например, Кратил и Демокрит), чтобы глаза не мешали им «видеть». Эти и подобные этим выходки служили в истории способом выработки отличительного признака истинной философии: гетерономичности (от др.-греч. ἕτερος - другой и νόμος - закон), попытки увидеть за видимыми закономерностями (как естественными, так и нравственными) «невидимые», если кратко…

По этой же логике некоторые христианские аскеты древности оскопляли себя - чтобы отрезаемое не мешало им «любить» (Ориген тот же). Но, слава Богу, членовредительство не стало мейнстримом и было отвергнуто Церковью в своем буквальном натуралистичном варианте. И не зря! Ведь перестать желать одно ненужное - еще не значит возжелать другое и нужное. А утратить способность физического зрения - еще не значит приобрести видение духовное…

Это у меня была такая прелюдия. А теперь - основная часть.

Нынешний суточный круг богослужений почти полностью потерял связь с реальностью, поэтому служить вечерню утром или утреню вечером - это нормально. Например, призыв исполнить утреннюю молитву вечером никого не удивляет.

Или вот возьмем этот замечательный возглас, который священник произносит с воздетыми к небу руками: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Этими словами когда-то прославляли Господа за радость наступившего нового дня вместе с первыми лучами восходящего солнца. А сегодня я произносил их тем временем, когда за окном моросила холодная тьма непроглядного белорусского вечера. И вы знаете, я словил себя на мысли, что… «это нормально»…

Разумеется, само по себе это литургическое расщепление ума и реальности не может иметь никакого смысла, но привычка мыслить последовательно и пытаться найти смыслы там, где их, изначально или больше уже нет, порождает возникновение «штрих- или пост-смыслов». Например, прямой, древний и изначальный смысл несения свечи перед Евангелием совершенно понятен, когда речь идет о неосвещенном помещении, а когда она выносится при киловаттном освещении ярким солнечным утром (или даже днем), то ее нужно или перестать выносить, или наделить ее вынос иным/дополнительным значением, в котором она уже перестает быть банальным осветительным прибором и начинает прообразовывать собой свет Христовой проповеди…

Так и здесь. Одни не могут видеть Света Христова из-за ослепляющего зияния тьмы, сгущающегося за окнами храма. А другие, наоборот, его не видят из-за ослепляющего блеска паникадил, которые по обычаю в этот момент зажигаются все, что есть в храме, внутри его…
Если раньше богослужение от образа земного света призывало нас в мыслях перейти к Свету Невечернему, то сегодня можно обойтись без промежуточных метафор: Свет Христов, который просвещает всех, но видим и принимаем не всеми - он выделит из темного, он оттенит от засвеченного.

Возможно, то, о чем я говорю сейчас, и есть этот «пост-смысл»… Однако. Знаете, бывают такие стерео-изображения: при первом взгляде на них кажется, что это просто какие-то пятна, но если потренироваться и посмотреть особым образом, то за этими пятнами начинают проступать трехмерные предметы. И вот похоже: чтобы видеть Свет Христов нужно тоже как-то по-особенному, сквозь, через или помимо привычных вещей, явлений, свойств, отношений - «расфокусировавшись» относительно будничных чередующихся пятен света и тьмы (неважно, внешних или внутренних относительно храма)… Речь не идет о том, чтобы перестать видеть эти пятна - речь о том, что у нас есть возможность увидеть что-то за ними и даже благодаря им. Многое хочется развидеть, да, но... держите свои глаза широко открытыми. Пятна (черные и белые, цветные и нецветные) - они неслучайны и важны, если вы хотите увидеть Иное.

Мир похож не только на раскраску, но и на книжку с такими вот стерео-картинками.



На иллюстрации. Стерео-картинка. Если правильно посмотреть, то можно увидеть символ сердца, "♡"

логотея

Previous post Next post
Up