Решил немного расслабиться и посмотрел сериал «Зло». Уже почти досмотрел 4-ый сезон…
Ну…так… Местами «Охотников за привидениями» напоминает или «Люди в черном». Демоны не страшные (по сравнению с раковскими, во всяком случае), соблазны какие-то вялые - обнажёнку пихать не стали (что хорошо), а эмоционально тему не раскрыли.
Образ о.Дэвида Акоста - неубедителен, габитус падре актеру не дался (и поверьте, не потому что он чернокожий). Тема с его ментальными путешествиями по координатам - вообще дурость попсячая. И всё что происходит внутри ксендзовской тусовки - лубочное и бутафорское донельзя. Создателям не помешал бы хороший консультант по церковной жизни. И по бесам тоже. Впрочем, можно легко найти двух в одном: часто это сопутствующие навыки.
Кстати, по самому о. Дэвиду, как и по его помощникам в расследовании одержимостей, плачет несколько экзорцистов сразу, но так бывает и на самом деле, не только в кино, да.
Бабуля Шерил - задумка классная, но показать весь драматизм и противоречивость позиции «в дьявола верю, а в Бога нет» и тщетность намерений дружить с чертями на своих условиях…ну, не знаю, вышло на «троечку».
Бен Шакир - технический и научный эксперт, атеист, который после всего увиденного приходит не к принятию Господа, а к шапочке из фольги на голове... Тоже интересный образ, но дали бы мне в руки карандаш, то я б немного дорисовал пару-тройку штрихов...
Кристен Бушар - судебный психолог, мать четверых детей, у которых папаша вечный альпинист. Вожделенная особа о. Дэвида. Она лишилась своей работы, а безденежье да ипотека привели ее на работу в церковь, в помощь о. Дэвиду, расследующему аномальные случаи на предмет необходимости применения экзорцизма. Ее задача, как и Бена, доказать, что "всё это" - психика, фейки и прочие недоразумения, объяснимые наукой и разоблачаемые техникой (т.е., что экзорцизм не нужен). «После всего увиденного» от атеизма Кристен пришла сначала к «в окопах не бывает атеистов», а потом к декларируемому агностицизму. Но иногда кажется, что не столько разум, сколько какие-то внутренние принципы не дают ей стать верующей. Но вопрос подвисаеет: «что лучше: тот, кто говорит, что верит, но не верит или не похож на верующего, или тот, что говорит, что не верит, но очень похож на верующего и, может, даже верит, но не с нами?».
Не хочу спойлерить, но у меня создалось впечатление, что скорее о. Дэвид оставит свое служение, чем его коллеги придут к Церкви - как в фильме "Тело" (2001) в главной роли с Бандеросом.
А вот персонаж Лиланда Таунсенда прекрасен, чо! Этакий серенький невзрачный клерк, «помогающий» Церкви. Даже на волонтерских началах... Осторожно, образ получился очень липким: наверняка вам может захотеться примерить его на кого-нибудь из знакомых клерикалов. Но будьте осторожными: Лиландом можете оказаться вы сами. Даже если вы за деньги, а не за идею...
Но избыточная саморефлексия, превращающая нас в (без)нравственных аутистов, так же опасна: принципы «не судить» и «не замечать» - разные. Во всем главное - вовремя остановиться. Хотя, должен признаться, вопрос, озаботивший в свое время каждого из апостолов: "Не я ли, Господи?" (Мф.26:22), периодически доводит меня до уныния.
Попытки пинать Церковь за «неправильное» отношение к женщинам, меньшинствам и абортам тоже не сказать, что получились убедительными, но главным героем никак не парируются.
В ролях фильма есть женщина, чернокожий, араб, гомосексуалист (Джон Гловер в роли Байрона Дуке) - минимум толерантности выполнен. Но заметили ли создатели фильма, что они (явно вопреки своему намеренью) нехило так отдемонизировали тему ЭКО, донорства яйцеклеток и суррогатного материнства, я не знаю.
«Искушение святого Антония», Мартин Шонгауэр (+1491).
Фильм поддерживает образ Ватикана, как организации, которая держит в тайне от всего мира какие-то рукописи, обладает невероятными психологическими и когнитивными технологиями пятого тысячелетия, посредством которых тайный папский спецназ способен дистанционно позаботиться о бедных священниках в Африке, попавших в застенки к какому-то тирану. Круче только масоны и рептилоиды, причем из последних - не все (только серые, я думаю). Надо вчитаться в титры, может, сам Ватикан среди спонсоров фильма - рядом с производителем того "слёрна", который Кристен хлещет на протяжении всех четырех сезонов.
И еще. У авторов фильма бесы материальны, хоть и видимы лишь единицам. Бесов этих можно успешно убивать совковой лопатой и садовыми ножницами (если увидишь), что одна монахиня (сестра Андреа) успешно и делает: с задором и смаком.
Монашка, кстати, получилась классной: общаясь с ней, одна из дочерей Кристен захотела стать монахиней даже раньше того, как уверовала в Бога. Думаю, на каждом приходе такая была бы очень полезной, и даже в епархиальных управлениях... Но если она в следующих сезонах таки убьет человека, принятого за беса, я не удивлюсь. В реальности обычно именно так и бывает. Помните, что такой способ борьбы с нечистью не наш, не православный, просьба на дому не повторять!
Я уже признался одной знакомой, что смотрел этот сериал. Она, видевшая его раньше меня, тут же спросила: “А можно ли крестить антихриста-младенца?”. В фильме, кстати, этот младенец для всех выглядит, как самый обычный (кроме, разумеется, той монашки с лопатой и садовыми ножницами)… Ну, что за детский вопрос! Главное, чтоб крестные родители были православными и прошли два собеседования.
Ежели крестные не совсем православные, и собеседования не пройдены, а все равно очень-преочень надо, то тогда нужно обращаться в вышестоящие инстанции. Но имейте ввиду, что в фильме сестра Андрэа рекомендует о. Дэвиду ходить на исповедь тем чаще, чем чаще ему приходится иметь дело с этими вышестоящими инстанциями...
Для начинающих апологетов и экзорцистов дам совет - уже серьезный. Отвечая на такие вопросы, нужно делать предварительное замечание: вряд ли все сюжеты всех фантастических фильмов можно использовать в качестве стресс-тестов для богословских теорий, ведь эти теории создавались вне задачи соответствовать всему тому, что можно придумать. Стрессов, которые предлагает нам жизнь, вполне достаточно. Будущее проверяется будущим, прошлое настоящим, а настоящее… его проверить нельзя. Поэтому совковая лопата, садовые ножницы, бритва Оккама и прочие инструменты тут оказываются совершенно бессмысленными и даже опасными.