Расклад, значит, таков. Сначала апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка. Потом Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! оса́нна в вышних!». Потом Господь отправляется в Иерусалимский Храме, где опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота. После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и Он исцеляет их… А что потом?
А потом Иисус просто покидает Иерусалим и, разочаровывая толпу, возвращается в Вифанию, где Его ждут старые добрые друзья: Лазарь, Марфа и Мария… Как пишет блж. Иероним, «Он оставил неверующих и вышел из города противоречивых (…) потому что не мог оставаться среди Израиля (…) Он был настолько беден и настолько не хотел никому льстить, что не нашел в большом городе ни одного гостеприимного хозяина и ни одного жилища…».
У Христа есть Свой Иерусалим. Не от века сего. И плебс, сегодня певший Ему осанну, через несколько дней это тоже поймет и не сможет Ему этого простить…
И вообще.
Праздник Входа в Иерусалим мне видится очень трагичным - несмотря на всю слащавость его антуража. Апостолы - нет, но Христос прекрасно знал цену всем этим бодрым прославлениям. И даже наши все эти мимимишные вербочки-пальмочки-цветочки в большинстве случаев являются по сути тем же, чем и «Радуйся, Царь Иудейский!» в исполнении римских солдат (см.: Мф.27:29, Мк.15:18, Ин.19:3): они заставляют Христа страдать, глядя на нас, распинающих Его своими грехами, и только подчеркивают трагизм вспоминаемых евангельских событий…
Вход Господень в Иерусалим - начало страдания Христа. А вся это расчудесная «осанна» - пусть и не очевидное, но именно поругание Его: Царя Вселенной с кем-то перепутали и словно сравнили с председателем упраздненного при досадных обстоятельствах гаражного кооператива. Да, он Царь Израиля и Сын Давидов, аминь! - но крайне важны смыслы, которые понимаются под всеми этими эпитетами, а со смыслами, как мы знаем, даже у апостолов на данном этапе их духовного онтогенеза была большая проблема.
Поругание ХристаАвтор: Донской Роман -
https://artnow.ru/ikona-Poruganie-Hrista-hudozhnik-Donskoy-Roman-571329.htmlПомните, когда-то знатокам из «Что? Где? Когда?» задали вопрос… Продюсер осматривает в монтажной финальную сцену какого-то там американского фильма, в которой главный герой стоит на палубе океанского лайнера и смачно целует свою возлюбленную. Ему не понравилась приторная слащавость такого конца, и он потребовал «что-то с этим сделать». Тогда находчивый режиссер сказал: «Нет проблем! Мне нужна одна минута, кисть и краски». Вопрос: «Что же сделал этот режиссер?». Правильный ответ: «Он написал на спасательном круге, попадающем в кадр на заднем плане, слово «Titanic»…
И вот в качестве «надписи» на «заднем фоне» я сегодня предлагаю разместить вот эту ремарку: по мнению свт. Амвросия Медиоланского, наш Господь вошёл в Иерусалим 10-го нисана - в день избрания агнца, которого, по иудейской традиции, затем следует заколоть на праздник Пасхи… Наличие такой традиции, кстати,
подтверждается и нынешними талмудическими источниками.