Преодобный Иоанн Лествичник (+649) - сначала провел в послушниках 19 лет у одного из старцев, а потом сам прожил 40 лет в Синайской пустыне. После этого он был избран игуменом Синайского монастыря, где и написал самое известное свое произведение под названием
«Лествица, возводящая на Небо» - по просьбе своего коллеги, тоже игумена. Просьба звучала так: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян».
Эту книгу можно считать суммой не только личного духовного опыта автора, но и презентацией аскетических традиций всего современного ему египетского монашества.
Книга является своего рода «практическим руководством по становлению святым», и, прежде всего, она есть учебник для монахов. Но, думаю, умный мирянин тоже не упустит для себя возможности поучиться от этой книги, так как темы, которые поднимаются в ней, так или иначе касаются каждого. А дурака учить - только портить и подвергать неоправданным рискам…
Образ «Лествицы» св. Иоанна заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (см.: Быт. 28:12). Св. Иоанн Лествичник в своем изложении ссылается не только на свв. Антония Великого, Григория Богослова, Иоанна Кассиана Римлянина и Иоанна Савваита, но также и на Оригена и Евагрия Понтийского. Сочинение состоит из 30 глав (по числу земных лет Спасителя), представляющих собой восходящие «ступени» добродетелей, по которым аскет должен следовать по на пути к духовному совершенству.
Самые низкие «ступени» - это размышления на тему отречения от всего мирского и даже отложение забот и печалей о том, что в мире… В принципе, тема далеко не «только монашеская», поскольку великий тезка преподобного апостол Иоанн писал для всех христиан такие слова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15)...
Да и
учебник по сопромату пишет тоже что-то похожее: «Каждая связь уменьшает количество степеней свободы на единицу».
Высшая «ступень» - союз трёх главных добродетелей веры надежды и любви, в коем, видимо, и полагается идеал свободы, доступный человеку лишь в соединении с Богом.Истина сделает человека свободным, а не наоборот (см.: Ин.8:3).
Образ лестницы - очень важная и содержательная метафора, говорящая нам о том, что духовная жизнь требует последовательности и постепенности. Она не терпит подмены начала концом, а цели - средствами. Кто хочет всё и сразу, у того бывает ничего и постепенно. Идите по знакам, ищите свой выход на лестницу!
Помните, даже у апостолов бывали осечки - и сегодня мы читали об этом в Евангелии. Вы ли лучше апостолов? Не отчаивайтесь, не унывайте, за все благодарите Бога и прославляйте Его во веки. В том числе и во всех непонятных ситуациях.