Евангелист не сообщает нам о том, сколько именно пришло волхвов, и кто они были.
1.
Версий в этом вопросе существует несколько, но наша традиция на основании числа принесенных даров предполагает, что их было трое. Три дара - три волхва. Т.е., один приносит - золото, другой - ладан, третий - смирну. Видимо, первым, кто предположил, что волхвов было три, был Цезарий Арелатский (VI век) - кстати, святой прославившийся своей благотворительностью среди военнопленных.
Многие толкователи видят особое значение в том, ЧТО принесли волхвы, например, в ознаменовании тройственного служения Иисуса Христа, в котором Он исполнил мессианскую надежду Ветхого Израиля: золото Ему приносится как царю, ладан - как первосвященнику, смирну - как пророку. В этом контексте три разных дара от трех разных людей становятся, как бы, одним целым и сами по себе ничего не обозначают, кроме того, что могут обозначать отдельные вещи. Ведь нельзя же считать, что раз один принес только золото, то он исповедовал только царское достоинство Иисуса, а тот, кто принес ладан, - только первосвященническое… Только «соборные» действия, сообща взятые в неком «суперконтексте», перестают в своем значении сводиться к простой сумме их сложения, но становятся чем-то большим.
Я вот подумал: а может, и наши никчемные «дары», сами по себе ничего из себя не представляющие и даже совсем не похожие на золото, ладан и смирну, обретают свой смыл и значение, будучи «объединенными» и соотнесенными со «всеобщим»? Жертва наша, наш подвиг вне всего того, что принесено другими и Самим Господом на Кресте - не жертва вовсе, а сплошное недоразумение...
2.
У святого Беды Достопочтенного (VIII век) мы впервые можем найти как указание имен волхвов (Каспар, Мельхиор и Валтасар), так и их возраст: Мельхиор был бородатым старцем, Каспар - безбородым юношей, Валтасар - бородатым и… темнокожим. Идея такого уточнения предлагает нам видеть в волхвах представителей всех народов и всех возрастов. Если бы эта идея формировалась сегодня, то один из волхвов оказался бы не только чернокожим, но еще и женщиной.
Представительство народов было осуществлено на самом высоком уровне - притом не только академическом или духовном. Есди у Тертуллиана (II в.) мы находим одно лишь сравнение волхвов с царями, то у вышеупомянутого св. Цезария мы уже встречаем прямое наименование их такоим образом (или королями - в некоторых переводах)! Мельхиор был королём Аравии, Каспар - королём Тарса, Валтасар - царь Эфиопии. С этим был вполне согласен и св. Исидор Севильский (VII в.).
Я, было, думал, что королями волхвов стали называть из-за терминологического неудобства и нежелания объяснять прихожанам, почему одним можно быть волхвами, а другим - нет. Однако, я ошибался!
У одного польского богослова (не помню его имя) я встретил убедившее меня мнение, согласно которому истолкование волхвов как царей у св. Цезария основано на экзегезе мессианского 71 псалма, где сказано, что: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары… и будут давать ему от золота Аравии…» (см.: Пс.71:8-14). Кстати, св. Цезарий не был самостоятельным богословом - он был «популяризатором» идей своих славных предшественников, и у нас есть основания полагать, что и это уточнение заимствовано из некогда авторитетного, но нынче нам неизвестного источника.
То, что волхвы, были не такими уж простыми парнями, косвенно подтверждается и самой евангельской историей: их прием на самом высоком уровне в Иерусалиме, а также некий иммунитет неприкосновенности хорошо заметны и бросаются в глаза.
В Сирийской яковитской церкви существует предание о том, что волхвов было двенадцать и прибыли они с огромной свитой. Число «70» - слишком велико и неудобно, а «12» в самый раз - для того, чтобы создать иконический образ альтернативной по отношению к Израилю Полноты.
3.
В принципе, число волхвов вообще можно считать увеличивающимся во времени (поскольку, как мы поем, «Христос рождается»), а множество их признаков и свойств - открытым до сих пор…
Однажды мне довелось быть с блаженной памяти митрополитом Филаретом на одном из Святочных приемов. Хозяйка принимающей организации в своем торжественном поздравлении с вдохновенно призывала всех взглянуть на икону Рождества: мол, мы видим на ней ангелов - и каждый сегодня уподобляется им, воспевая Ему Славу в Вышних; мы видим пастушков - и каждый из нас, по-детски в простоте радующийся Рождеству, немного сам пастушок; мы видим на иконе и волхвов - и каждый из нас подобен им тогда, когда приносит Богу дары своей добродетели и пр. в этом духе… Когда она закончила свое достаточно нарядное и красивое поздравление, митрополит сказал краткое ответное слово, а потом толкнул в бок отца секретаря и тихонько так шепотом: «хорошо, что она не стала развивать тему с образами козлов, баранов и ослов, а то было бы неловко»…