Две группы

Feb 17, 2023 20:59


Есть две группы авторов, которые пишут о событиях большевицких репрессий. Несколько примеров, являющих смысл моей скромной классификации

1. Первая группа.

21 декабря 2001 года, «Литературная Россия» объявила: «В 20-30-е годы физически уничтожены сотни тысяч служителей Русской православной церкви. В тюрьмы и ссылки отправлены еще полмиллиона» http://www.vzov.ru/2013/09-11/28.html

Известный эксперт по всему В. Соловьёв в телепередаче «К барьеру!» 6 марта 2008 году заявил, что Сталин уничтожил сотни тысяч священников.

Еще один прима-специалист по zhiдомасоноскому заговору в России О.A Платонов в своей "Истории русского народа в XX веке. Том 1" (включена издательством «Алгоритм» и в книжную серию «Классика русской мысли») пишет: «Каждый русский священник был объявлен опасным государственным преступником. Во исполнение этого решения только в начале 20-х годов смертной казни подверглись 10 тыс. священнослужителей. Всего же в период правления еврейского интернационала в 20-30-е годы было убито 200 тыс. служителей Русской Церкви. Еще полмиллиона прошли через тюрьмы и ссылки.»

Разумеется, эти цифры ложны и на порядок превышают численный состав всего духовенства РПЦ. О причинах этого преувеличения спорить не будем.

2. Потом появляется вторая группа. Один из её представителей пишет уже следующее:

«Ныне широко распространено мнение, что именно оно было одной из наиболее пострадавших от красного террора групп. Однако современные подсчеты на основе общей численности духовенства показывают, что за весь период революции и вплоть до переписи 1926 г. общие жертвы среди духовенства вряд ли составили больше 4,5 тыс. человек - или 6,8% от дореволюционного числа. Кроме того, распространено мнение об антицерковной кампании начала 1920-х гг. как о первой волне репрессий против духовенства. Но, как показывает результат анализа ряда диссертаций по 29 регионам, можно на данный момент говорить 50 священниках, погибших в 1921-1922 гг. - причем погибших по разным причинам. Из ряда региональных статей видно, что небольшое число жертв было напрямую связано с политикой власти, настроенной не на террор, а на предупреждение сопротивления церкви и эффективно воздействовавшей на лояльное духовенство. В связи с этим репрессиям подвергались в основном непосредственные виновники сопротивления, причем к части из них применялись амнистия и смягчение приговоров. Выводы о не самых больших жертвах духовенства подтверждает и изучение современной историографии, которое показывает, что даже по данным самой церкви за 1918 г. количество казненных священников при всех явных натяжках вряд ли превышает 300 чел., а убитых в ходе эксцессов - 100, при этом расстрелы связаны с активным участием духовенства в антисоветской борьбе. Косвенно масштабы показывает гибель иерархов (епископов, архиепископов и митрополитов) церкви - 13 человек (7% от общего дореволюционного числа). У нас вряд ли есть основания считать, что в дальнейшем репрессии усилились». https://arctus.livejournal.com/577107.html



иллюстрация: https://arctus.livejournal.com/577107.html

Т.е., все эти сотни тысяч - ложь: на самом дели убили не такое уж и большое число церковнослужителей, стало быть ни о какой антицерковности и репрессиях против духовенства речь не идет. За 1918 год убили не больше 300 священников, а с 17-го по 26-й всего-то 4,5 тыс., и то они сами виноваты (а нужно было любить советскую власть!). Так что всё, расходимся, вас опять обманули какие-то нехорошие люди… И мы такие: а, ну это ж совсем другое дело, тогда понятно, пошли, посоны… Это преуменьшение - но уже не в цифрах, как в первом случае, а в оценках (в их интерпретациях). И о смысле этой литоты в отдельности я не буду рассуждать. Есть смысл рассмотреть их вместе, ибо только вместе они выполняют свою неприглядную роль.

Мне кажется, что эти две группы играют в одной команде в одной и той же игре: обесценивание человеческой жизни и оправдание массовых убийств или даже геноцида - если и не преднамеренно, то бессознательно: в русле локального историко-политического процесса по принципам, отдаленно напоминающим те, что мы имеем в концепции «окна Овертона».

Да и вообще… Когда мы уже отучимся измерять людские трагедии так, как мы обычно оцениваем последствия мора крупнорогатого скота: поголовьем. Допустим 6,8% потерь от всего «стада» - это еще не показатель? Хорошо, а тогда с какой цифры уже начнется «оно, то самое»? Вот было у матери два сына, один из них погиб, а мы ей такие: «Держись, мать, твое горе не абсолютно: у тебя еще осталось 50% детей!». Может, для оценки «антицерковности» (и не только) каких-то явлений нужно подходить с другой стороны или, хотя бы, не только со стороны статистики убитых? Кстати, убитых может и не быть - вообще или почти. А про то, что у нас, якобы, нет оснований полагать, что репрессии в будущем (после 26 года) увеличились, я вообще молчу (сталинский террор был еще впереди).

Но для тех, кто привык считать, ладно. Сегодня в РПЦ около 40 тыс. священнослужителей. Представьте, что за последние 8 лет было убито 2800 из них, или за прошедший год «всего лишь» 300… Это много или мало? Спрошу иначе: вам хватит или нет?

Разумеется, историки должны уточнять и статистические показатели описываемого явления. Даже если есть возможность поправить какой-то показатель на еще одну единицу (в любую сторону), то это нужно сделать - в этом есть смысл, ценность и именно потому, что за этим стоит уважение к человеческой жизни и научной истине. А все эти мутные игрища диалектическими переходами количества в качество мне противны - особенно тогда, они звучат припевом в ностальгических завываниях про «великую страну», ради которой и не такие убийства можно не только простить, но ещё оправдать и даже обратить в подвиг, мол, «время было такое», и, стало быть, «так было нужно» и «по-другому было нельзя». В подобной логике кроется не только оправдание и героизация преступлений прошлого, но и подготовка преступлений будущего, когда опять наступит «такое время, когда так нужно и по-другому нельзя». Чем больше мы оправдываем злодеяния прошлого, тем с большей вероятностью наступит будущее, в котором эти злодеяния станут опять неизбежными. Это очень опасно!

апологетика, политика

Previous post Next post
Up