Увидев себя осмеянным

Jan 13, 2023 19:58


«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16).

Полиция, вернувшись, отчиталась: мол, не переживайте, ваше величество, мы все исполнили, как надо… Ирод, перед тем как уснуть, наверняка облегченно вздохнул и даже почувствовал себя на какое-то мгновение везунчиком: «пронесло».

Он ошибался, поскольку усугубил бедственность своего положения, сам не понимая этого - как для сатаны точкой невозврата стало падение наших прародителей в Раю, так и теперь для Ирода всё стало окончательным, впрочем душа его в руках Господа, а не моих.

А в семьях Вифлеема же царили плачь и рыдание. Вне себя от горя, скорбящие матери смотрели в небо, не зная, что оно рождественское, и немо выли от боли: они не видели никакой звезды, и никакого ангельского пения они не слышали. В их ушах звучал последний крик их малышей, а перед глазами попрежнему лежали окровавленные детские тельца. В этом моменте нет никого несчастнее этих женщин, и даже теперь не найдется того, кто мог бы им ответить на вопрос «почему?».

И они тоже ошибались, поскольку не видели ситуации целиком, не были посвященными в какие бы то не было тайны духовного ведения и не имели никаких компенсирующих сверх-идей. Им тогда и в голову не приходило продолжить дальше досадно сокращенное евангелистом Матфеем древнее пророчество: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» и дальше: «Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер.31:15-17)…



А Святое Семейство уже где-то стояло в очереди на египетской границе - история идет, и не то, чтобы своим чередом, но… думаю, что Бог сделал всё, что можно было сделать так, чтоб она, человеческая история, осталась человеческой - той, что люди знали, в которой жили, грешили, ожидали своё избавление, и в которую Он, собственно, и пришел за ними...

Физики иногда балуются предположениями о том, что было бы, если бы та или иная константа была другой - был бы другой мир, не наш. Нам тоже хочется спросить, а что было бы, если бы Ирод был не Иродом, а Брюсом Уиллисом, а Вифлеемские младенцы - ясельной группой при благородном училище. Где-то такая замена возможна и бывает (как по нашим молитвам, так и без них), но… наверное, в Вифлееме всё было без вариантов - если бы мы потянули эту «карту», то по пока непонятным причинам развалился бы весь «домик» нашего спасения, выстраиваемый Провиденьем от создания мира.

В Евангельской истории всё очень «плотно», кратко и лаконично - это «сухой остаток», знаменатель всей предыдущей истории.

Смерть младенцев - не результат безразличия Бога к их судьбе, она - ни в коем случае не следствие какой-то мнимой готовности Бога не считаться ни с какими потерями ради достижения Своей цели. Она - закономерность всей многотысячелетней истории, которую Христос не отменяет, но которую Он направляет против ее виновника сатаны. Вспомним, что Христос окажется на Кресте в результате той же закономерности, что, однажды начавшись с момента гибели Авеля, дала о себе о себе знать и в эту ночь - Ночь Умолкнувших Младенцев [звучит рождественская песня «Тихая Ночь»].

Сатана тоже, предлагая все царства мира Христу, считал, что это «стопроцентный верняк»; и тогда, когда гнал события на Голгофу, он тоже был уверен, что тут «никаких вариантов», и всё идёт именно так, как он любит: убийство с изысканным смаком вероломства и цинизма Того, Кто стал его головной болью, и над Кем у него не было никакой власти - всеобщего и изначального «удаленного доступа» через ресурсы первородного греха… Да, «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла» (Ис.65:25) - но это не в тот раз. И не сейчас, и даже не завтра... Пока ничего, кроме гонений в ближайшей перспективе нет, а все перспективы только ближайшие - так думали и апостолы...

На историю Вифлеемских младенцев нужно научиться смотреть как на часть той истории, где Господь жертвует Собой. И вопросы о том, мог ли Бог нас спасти другим образом, у нас не могут не возникнуть - как и когда-то в детстве у нас не мог не возникнуть вопрос о том, что было тогда, когда ничего не было. Но подобного рода вопросы логически бессмысленны, поскольку содержат внутреннее противоречие. Бог нас спасает наилучшим образом - это следует из свойств Всесовершенства Бога. Если Он так сделал - значит это наилучшее, поскольку думать, что Он мог сделать что-то «хуже», противоречит идее Всесовершенства. Нам не очевидна Его правота? Бывает! Это нормально, так и должно быть - поскольку мы не всесовершенны.

Это объяснение не работает только в двух случаях: если мы адресуем его тем, кто не верит в Спасение Иисуса из Назарета. И если мы адресуем его тому, кто плачет над гробом своего ребенка… Во всех остальных ситуациях работает отлично, только толку с этого...

Хотя, и лингвисты и логики иногда говорят о том, что тавтология - не так уж и бессмысленна: ведь это и чистые обращения (конверсии), и некоторые определения (квадрат - прямоугольный четырехугольник с равными сторонами)... В коммуникативной ситуации тавтология иногда способствует прояснению недостаточно ясного, в том числе и - отсутствия полного знания о предмете…

апологетика, праздничное, воскресное, логотея

Previous post Next post
Up